Если Вам не пришло письмо о подтверждении регистрации, посмотрите в папке "СПАМ".

Бинарная оппозиция "Свой"-"Чужой" в эллинистической эпистеме

Обсуждение техник традиционной западной астрологии. Также здесь можно делиться статьями и переводами в русле данного направления.
Ответить
Аватара пользователя
Игорь Валерьевич
Пользователь
Пользователь
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 17:57
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 21 раз
Status: Не в сети

Бинарная оппозиция "Свой"-"Чужой" в эллинистической эпистеме

Сообщение Игорь Валерьевич » 14 авг 2019, 17:10

В предыдущем посте было показано, что в основе структуры домов гороскопа лежат ТРИ МОДУСА события — возможность, необходимость и действительность. Следуя логике построения Зодиака — 3 фазы х 4 стихии = 12 знаков — можно предположить, что и 12 домов гороскопа построены по аналогичному принципу — 3 модуса х 4 стихии = 12 домов.

Однако проблема состоит в том, что 4-ре стихии в домах гороскопа не идентичны 4-м стихиям Зодиака. Точнее, принцип то идентичен, но четыре первоначала — иные. Вместо тепла, холода, сухости и влаги — абстрактные четыре первоначала А, не-А, В, не-В; объединяясь попарно, должны образовывать не огонь, воздух, воду и землю, а абстрактные четыре элемента АВ, А не-В, не-А В, не-А не-В. Ключ к решению данной задачи находится в книге Аристотеля «Физика».

Если читатель откроет «Физику», то с удивлением обнаружит, что собственно физике посвящена лишь четверть книги, а остальные три четвертых посвящены проблеме четырех первоначал — тепла, холода, сухости и влаги, а также проблеме образования из этих первоначал четырех элементов — огня, воздуха, воды и земли. Большинство современных астрологов воспринимают 4-ре первоначала буквально, как проявления температуры (теплый/холодный) и влажности (сухой/ влажный). На самом деле Аристотель имел в виду совершенно иное.

Согласно Аристотелю, любую, даже очень сложную структуру можно свести к комбинации четырех абстрактных первоначал А, не-А, В, не-В. Важно только уметь их выделить из структуры, найти в исследуемом объекте (например, в науке «физика») такие четыре элемента, которые образуют все остальные элементы структуры.

Здесь на помощь приходит эпистемологический метод исследования, описанный мною в предыдущем посте — метод погружения в античную эпистему, в систему взглядов и восприятия того времени.

Понятно, что исследуемой структурой должна быть структура эллинистического общества, поскольку темы домов — не что иное, как отражение жизненного уклада древних греков. А точнее, объектом исследования должна быть аксиологическая модель эллинистического общества, поскольку нас интересует, в первую очередь то, как натив ОЦЕНИВАЕТ те или иные социальные феномены, важны КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ нативом окружающей его среды.

Так что же взять за основу?

Не смотря на прогрессивные тенденции в классическом греческом обществе — расцвет наук и искусств, демократию, рациональный, почти современный, уклад жизни — эллинистическое общество, в целом, оставалось крайне архаичным. В частности, в обыденной жизни греков преобладали пережитки общинно-родового строя , которые выражались в оценке окружающей среды через призму двух бинарных оппозиций: «свой - чужой» и «друг - враг» — древнему греку мультикультурализм был не ведом.

На рисунке слева показан квадрат четырех первоначал эллинистического общества, в котором одна диагональ — это оппозиция «свой - чужой», а другая диагональ — оппозиция «дружба - вражда».

Свой-чужой в домах.jpg
Свой-чужой в домах.jpg (91.57 КБ) 307 просмотров
Свой-чужой в домах.jpg
<(91.57 КБ) 307 просмотров

Именно через призму этих четырех критериев — «свой», «чужой», «дружба», «вражда» — древний грек оценивал любое проявление внешней среды. Если натив проявлял к человеку своего рода племени, своего полиса, к «своему» — дружбу, то такое состояние натива называлось «гомофилия»; если же, наоборот, к «своему в доску» человеку натив проявлял вражду, то такое состояние натива называлось «гомофобия». Аналогично, дружественное отношение к представителю чужого племени, рода, полиса называлось «гетерофилия» , а враждебное отношение к «чужому» — «гетерофобия».

Выделенные из исследуемой структуры четыре элемента — дружба со своим, вражда со своим, дружба с чужим, вражда с чужим — были настолько важны для древних греков, что они дали им специальные названия: «сторге», «стазис»,«ксения», «полемос».

«Сторге» (гомофилия) — родственная любов, любовь к своим. Прежде всего, это любовь к себе (1-й дом), потом — любовь к брату и сестре (3-й дом), далее — к ребенку (5-й дом), Однако следует обратить особое внимание на то, что древний грек не испытывал никакой любви к … родителям. Польский антрополог Винничук в шикарном исследовании «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима» описывает, какие драконовские законы действовали в Греции по отношению к детям. Власть родителей над детьми была безграничной, что вызывало у последних неприятие и враждебное отношение к родителям.

«Стазис» (гомофобия) — враждебное отношение к своим. Прежде всего, это враждебное отношение к своим волам, которых надо постоянно заставлять работать (2-й дом); потом — вражда к родителям, о чем писалось выше (4-й дом); далее — враждебное отношение к своим рабам, которых тоже, как и волов, надо постоянно принуждать к работе (6-й дом). Сюда же, к понятию «стазис», относятся такие феномены древнегреческого общества, как междоусобные войны дружественных полисов одного государства и изгнание из государства своего гражданина — «остракизм».

«Ксения» (гетерофилия) — проявление дружбы к «чужому», к представителю чужого племени, рода, государства. Акт гостеприимства к чужаку, рудименты которого присутствуют в некоторых современных культурах (например, в Афганистане, на Кавказе, проч.).

Применительно к домам гороскопа — это пантеон богов (9-й дом), также «агора», как собрание граждан из чужих родов, объединенных общей целью (10-й дом). И, наконец, друзья (11-й дом). — тоже представители чужих родов, к которым натив питает личную симпатию.

«Полемос» (гетерофобия) — проявление вражды к «чужому», война с врагами из другого племени или государства; отсюда современное слово «полемика». Прежде всего, враг №1 … жена (7-й дом). Опять же, как представитель чужого рода, жена выражала в семье интересы, в первую очередь, чужого рода и создавала угрозу для мужа. Кстати, именно поэтому к 7-му дому, традиционно, относят «явных врагов». Далее, вражда с чужими претендентами на наследство (8-й дом). И, наконец, «тайные враги» (12-й дом).

На рисунке справа изображена таблица корреляции четырех начал эллинистического общества — дружбы со своими, вражды со своими, дружбы с чужими, вражды с чужими — и значениями 12-ти домов гороскопа.

Более подробные сведения о феномене «свой-чужой» читатель сможет почерпнуть из книги современного норвежского учёного Ивэра Нойманна «Использование «Другого».


И.В.Закриничный (27 марта 2019)



Ответить

Вернуться в «Традиционная западная астрология»