Если Вам не пришло письмо о подтверждении регистрации, посмотрите в папке "СПАМ".

Гармоники Птолемея 2

Обсуждение техник традиционной западной астрологии. Также здесь можно делиться статьями и переводами в русле данного направления.
Ответить
Аватара пользователя
Игорь Валерьевич
Пользователь
Пользователь
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 17:57
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 21 раз
Status: Не в сети

Гармоники Птолемея 2

Сообщение Игорь Валерьевич » 17 авг 2019, 15:09

Из моего предыдущего поста об аспектах и музыкальных интервалах не совсем ясно, как автор «Тетрабиблоса» обосновывает СЕКСТИЛЬ. Квадратуру Птолемей ставит в соответствие с квартой, тригон — с квинтой, оппозицию — с октавой, а вот об секстиле не сказано ни слова.
Между тем, обоснование аспекта «секстиль» более важно, чем обоснование других аспектов, поскольку затрагивает запутанный вопрос об так называемом «преобладании», или «превосходстве» в квадратуре.

Рассуждая в книге 3, главе 9 своей «Гармоники» об секстиле, Птолемей использует удивительное устройство — «монохорд».
«Монохорд» получится, если совместить четыре струны, описанные в моем предыдущем посте, в одно целое. «Монохорд» — это музыкальный инструмент, на котором никто и никогда … не играл. Своего рода, «машина Поста» или «машина Тюринга» — своеобразный компьютер античности, существовавший лишь на бумаге и предназначавшийся сугубо для теоретических целей.

Гармоники Птолемея_2.jpg
Гармоники Птолемея_2.jpg (109.03 КБ) 247 просмотров
Гармоники Птолемея_2.jpg
<(109.03 КБ) 247 просмотров

На рисунке вверху находится изображение монохорда, взятое мною из «Гармоники» Птолемея (книга 1, глава 8)
Как видно из чертежа, слева над монохордом, ТОЧКА 3|4 образует с точкой 1 интервал КВАРТА (4/3), а с точкой 1/ 2 — интервал КВИНТА (3/2). Если перемножить оба интервала, то получится интервал ОКТАВА (4/3х3/2=2/1).
Полученное отношение выражает, так называемый, 1-й закон гармоники:
КВАРТА х КВИНТА = ОКТАВА (для точки 3/4)

Однако, для точки 2/3 (см. под монохордом), все наоборот. ТОЧКА 2|3 образует с точкой 1 интервал КВИНТА (3/2), а с точкой 1/ 2 — интервал КВАРТА (4/3). Опять же, если перемножить оба интервала, то снова получится интервал ОКТАВА (4/3х3/2=2/1).
Полученное отношение выражает, так называемый, 2-й закон гармоники:
КВИНТА х КВАРТА = ОКТАВА (для точки 2/3)

Не трудно заметить, что эти два закона взаимно обратимы — кварта и квинта меняются местами. Если вспомнить, что точка 3|4 — это СРЕДНЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ, а точка 2|3 — это СРЕДНЕ ГАРМОНИЧЕСКОЕ, то становится понятным, что среднее гармоническое — величина, ОБРАТНАЯ среднему арифметическому. И это не случайно : название «среднее гармоническое» — современное название, греки (Архит, Никомах) называли его по иному — «обратное среднему арифметическому».

Попутно замечу, что понятие «обратное среднему» играет решающую роль в обосновании благотворности и зловредности аспектов. Однако это тема одного из последующих моих постов.

Далее, получив с помощью монохорда два закона, Птолемей берет и … «сворачивает» этот монохорд в круг зодиака. Свернутый бубликом монохорд красуется во всех изданиях «Гармоники» Птолемея. Я воспроизвел его тоже (см. чертеж внизу).

Как видно из рисунка, точка 4/3 образует левую квадратуру с точкой 1 (кварта) и правую квадратуру с точкой 1/ 2 (квинта). Вместе они опираются на оппозицию (октава).

Отсюда, согласно 1-му закону гармоники, получается отношение:
ЛЕВАЯ КВАДРАТУРА х ПРАВАЯ КВАДРАТУРА = ОППОЗИЦИЯ
Аналогично, точка 2/3 образует левый тригон с точкой 1 (квинта) и правый секстиль с точкой 1/ 2 (кварта). Вместе они опираются на оппозицию (октава).

Отсюда, согласно 2-му закону гармоники, получается отношение:
ЛЕВЫЙ ТРИГОН х ПРАВЫЙ СЕКСТИЛЬ = ОППОЗИЦИЯ.

Таким образом, мы получаем на одном чертеже все аспекты — оппозицию, тригон, квадратуру, а также анонсированный СЕКСТИЛЬ. Из чертежа следует, что секстиль — это интервал КВАРТА (4/3) , то есть отношение струны длиной 2/3 к струне 1/2 ((2/3)/(1/2) = 4/3). Поскольку кварта — интервал консонанса (симфонии) , то и аспект секстиль тоже будет аспектом консонанса, или аспектом симфонии.
И, в завершение, несколько слов о преобладании в квадратуре.

На чертеже не трудно заметить, что точка 2/3, образующая ТРИГОН, имеет только ОДИН интервал — квинту. Как, впрочем, и точка 1/ 2, образующая СЕКСТИЛЬ имеет только ОДИН интервал — кварту.

Однако точка 3/4, образующая левую квадратуру, особая — она ИМЕЕТ ПРЕВОСХОДСТВО, поскольку образует ДВА интервала — и кварту, и квинту.

Именно поэтому в квадратуре планета, созерцающая другую, имеет превосходство над планетой, бросающей лучи.




И.В.Закриничный (10 января 2019)



Ответить

Вернуться в «Традиционная западная астрология»