Если Вам не пришло письмо о подтверждении регистрации, посмотрите в папке "СПАМ".

Код Аристотеля к 7-ми планетам Птолемея

Обсуждение техник традиционной западной астрологии. Также здесь можно делиться статьями и переводами в русле данного направления.
Ответить
Аватара пользователя
Игорь Валерьевич
Пользователь
Пользователь
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 17:57
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 21 раз
Status: Не в сети

Код Аристотеля к 7-ми планетам Птолемея

Сообщение Игорь Валерьевич » 18 авг 2019, 11:21

В моих двух предыдущих постах было показано, что Птолемей, вводя понятия секты (дневные и ночные планеты) и влияния (благотворные и зловредные планеты), а также понятие триплицитов, взял за прототип модель 7-ми так называемых «энтелехий» Аристотеля, а сами термины «секта», «влияние» и «триплициты» суть не что иное, как трансляция терминов с языка метафизики Аристотеля на язык астрологии. В частности, если планета проявляет — метафизически — тепло или холод, то астрологически она — дневная или ночная; аналогично, метафизические качества сухости или влаги транслируются в астрологические — благотворности или зловредности. Кроме того, четыре начала, объединяясь попарно, образуют — метафизически — четыре стихии, астрологически — четыре триплицита.

Выражаясь образно, мы впервые получаем возможность декодировать, с помощью кода Аристотеля, концепцию «сект», «влияния» и «триплицитов» Птолемея. Здесь я употребляю выражение «код Аристотеля» не для красного словца. Современному человеку способ мышления Аристотеля действительно представляется сложным и запутанным «кодом», и прежде всего потому, что Аристотель рассматривал любой феномен одновременно в двух измерениях — и в возможности, и в действительности, тогда как мы, современные люди, рассматриваем феномен, как правило, только в одном измерении — в действительности. Более того, для Аристотеля четыре первоначала — тепло, холод, сухость и влага — не статические сущности, которые покоятся на одном месте, либо в возможности, либо в действительности, а динамические составляющие, которые постоянно «мигрируют», переходя из состояния возможности в состояние действительности и обратно. Именно такой переход четырех первоначал — из возможности в действительность — Аристотель называл «энтелехейя», реализация возможности, а Птолемей называл «сектой», «влиянием» или «триплицитом»: Иными словами, если из возможности реализуется в действительность тепло или холод, то такая планета — дневная или ночная; если из возможности в действительность реализуется сухость или влага, то такая планета — благотворная или зловредная. Наконец, если в действительность из возможности реализуется целая стихия, то имеем дело с триплицитом.

Кроме того, Аристотель выделял две группы первоначал: тепло и холод — это активные начала, а сухость и влага — это пассивные начала (см. рис. внизу слева).
код Аристотеля.jpg
код Аристотеля.jpg (121.82 КБ) 181 просмотр
код Аристотеля.jpg
<(121.82 КБ) 181 просмотр

Однако здесь мы снова сталкиваемся с Lost in Translation, «трудностями перевода». Дело в том, что современное понимание терминов «активный» и «пассивный» отличается от древнего понимания. Аристотель делил первоначала на активные и пассивные в зависимости от того, каким способом они переходят из возможности в действительность. В частности, тепло и холод — начала активные, но активные не потому, что действуют на другое начало (современное понимание), а потому, что переходят из возможности в действительность САМОСТОЯТЕЛЬНО, без помощи какого-либо другого начала. И наоборот, сухость и влага — начала пассивные, но пассивные не потому, что испытывают воздействие другого начала (современное понимание), а потому, что переходят из возможности в действительность не самостоятельно, а только С ПОМОЩЬЮ какого-либо активного начала (см. рис. внизу слева).

Именно Аристотелевская концепция активного и пассивного (действия и страдания, в аутентичном выражении Аристотеля) легла в основу классификации планет в том виде, в котором она описана в «Тетрабиблосе» Птолемеем.

В самом деле, в зависимости от того, какие начала переходят из возможности в действительность, планеты делятся на три группы.
В первой группе (см. рис. вверху слева) — планета Меркурий. Ей соответствует такое состояние четырех первоначал, когда ни одно из них не реализовалось в действительность, все четыре первоначала находятся в возможности.

Во второй группе (см. рис. вверху посредине) — светила Солнце и Луна. В этой группе планет реализуются в действительность только активные начала — тепло и холод, причем реализуются они САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ ЧЬЕЙ ЛИБО ПОМОЩИ. Если реализуется только активное тепло, самостоятельно, без чьей либо помощи — то мы имеем дел с планетой Солнце, дневная секта (в действительность реализовалось только тепло). Если же реализуется только активный холод, опять же, самостоятельно, без чьей либо помощи — то мы имеем дел с планетой Луна, ночная секта (в действительность реализовался только холод).

К третьей группе (см. рис. справа) относятся те планеты, в которых из возможности в действительность реализуются пассивные начала. Поскольку пассивные начала — сухость и влага — не могут реализоваться самостоятельно, ОНИ «ПРОСЯТ ПОМОЩИ» У АКТИВНЫХ НАЧАЛ — тепла и холода. В частности, если активное тепло «вытаскивает за уши» пассивную сухость и помогает ей вместе перейти из возможности в действительность, то получается планета Сатурн, дневная и зловредная (в действительность реализовались тепло — дневная, влага — зловредная ) . Если же активное тепло «вытаскивает з уши» не пассивную сухость, а пассивную влагу и вместе с ней переходит из возможности в действительность, то получается планета Юпитер, дневная и благотворная (в действительность реализовались тепло — дневная, сухость — благотворная).

Аналогично, как и тепло, активный холод тоже «вытаскивает за уши» по очереди, то пассивную влагу, то пассивную сухость. В первом случае получается планета Марс, ночная и зловредная (в действительность реализовались холод — ночная, влага — зловредная) , во втором случае получается планета Венера, ночная и благотворная (в действительность реализовались холод — ночная, сухость — благотворная).
Кроме того, реализованные первоначала в действительности образуют, автоматически, триплициты Птолемея. В самом деле, планета Сатурн — триплицит Воздух, поскольку в действительность реализовались влага+тепло=воздух ; планета Юпитер — триплицит Огонь, поскольку в действительность реализовались сухость+тепло=огонь.

Аналогично, планета Марс образует триплицит Вода (в действительность реализовалось холод+влага=вода) , а планета Венера —триплицит Земля (в действительность реализовалось холод+сухость=земля)


И.В.Закриничный (2 февраля 2019)



Ответить

Вернуться в «Традиционная западная астрология»