Анаксагор
из Клазомен

(Anaxagoras)

(ок. 500 до н.э., Клазомены, Анатолия, ныне на терр. Турции - 428 до н.э., Лампсак, ныне на терр. Турции) -

древнегреческий философ и учёный. Разрабатывал вопросы математики и астрономии. По приглашению Перикла приехал в Афины, где прожил около тридцати лет и стал фактическим основоположником афинской философской школы. В 430-х гг. А. был обвинён врагами в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни (с 434-433 до н.э.) провёл в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего - Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества вечных и неизменных мельчайших невидимых частиц, каждая из которых есть носитель определённого качества. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщённое ей Мировым умом (Нусом). Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого Эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение частицы стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества. Однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо "во всём имеется часть всего", каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным. Эти принципы предположительно относятся не только к частицам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование гомеомерий), но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного.

А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений, и первым, кто изложил ясное учение о фазах Луны. Он интересовался связью циклических природных явлений с ритмичным движением небесных тел. Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, А. учил, что звёзды являются раскалёнными камнями и состоят из той же материи, что и наша Земля,  что Солнце есть пылающая масса; что Луна - тёмное необитаемое тело, получающее свой свет от Солнца; а кометы - блуждающие звёзды или тела.

Античный писатель III в. Диоген Лаэрций сообщает, что А. предсказал падение камня с неба. О нём рассказывали, что однажды, придя в Олимпию, он сел на стадионе в кожаном плаще, как если бы должен был пойти дождь, - что и произошло. По свидетельству Филострата, А. предсказал, что некий дом рухнет, и не ошибся. Когда его спросили, ради чего он родился на свет, А. ответил: "Ради созерцания Солнца, Луны и неба".

Именем А. названы кратер близ северного полюса Луны и малая планета номер 4180.

Рекомендуемая литература:

Рожанский И.Д. Анаксагор. - М.: Мысль, 1983.

Литература:

1. Рожанский И. Анаксагор // Философский энциклопедический словарь.
2. Гриненко Г. История философии.

3. Biographical Encyclopedia of Scientists.
4. Астрологический толковый словарь.
5. Блаватская Е. Теософский словарь.
6. Лео А. Полный астрологический словарь.
7. The International Encyclopedia of Astronomy / Ed. by P.Moore.