Анаксимен
из Милета

(Anaximenes)

(ок. 585 - ок. 525 до н.э.) -

древнегреческий натурфилософ милетской школы, ученик и преемник Анаксимандра. Предмет единственного трактата А. "О природе" - космогония, космография и этиология метеорологических феноменов. Этот трактат был известен в эпоху эллинизма, но до наших дней не сохранился.

Система мироздания у А. обнаруживает типологическую близость с позднейшей натурфилософской традицией Гераклита - Диогена Аполлонийского - стоицизма. Так, на принципе параллелизма макрокосма и микрокосма основан выбор А. Воздуха (прежде всего, в его функции "воздушного дыхания") в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы Космоса: "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, удерживает [нас от распада], так и весь космос объемлют дыхание и воздух". "Объемлющая" Космос праматерия у А., как и у Анаксимандра, беспредельна, но на место "выделения" из первоначальной "смеси" заложенных в ней качественно разнородных корпускул "горячих и холодных", "влажных и сухих" и т.д. тел (как у Анаксимандра) А. впервые ставит "сгущение и разрежение" единой и как бы бескачественной праматерии, дав, таким образом, первую теорию качественного изменения и пролагая путь, с одной стороны, учению Гераклита о единстве противоположностей, а с другой - через сведение чувственных качеств к количественному показателю плотности "воздуха" - учению элейской школы и Демокрита об иллюзорности мира чувственных свойств.  Даже боги, согласно А., возникли из Воздуха.

Для космографии А. характерен эмпиризм (напр., отказ от идеи Южного полушария неба). Согласно А., плоская Земля висит в воздухе, как бы "оседлав" его, небо представляет собой полукруглый куполообразный твёрдый свод, в который звёзды вбиты, подобно гвоздям (отсюда термин неподвижные звёзды). А. отмечал разницу между планетами и звёздами (возможно, впервые в Древней Греции) и считал, что планеты (включая Солнце и Луну), в отличие от звёзд, свободно парят в воздухе, будучи движимы воздушными вихрями. А. исправил ошибочные представления Анаксимандра о расположении небесных тел: согласно А., ближе всего к Земле находится Луна, затем - Солнце, и дальше всего - звёзды. Ниже Луны он допускал существование ещё и тёмных, невидимых тел - чтобы объяснить, почему лунные затмения наблюдаются чаще, чем солнечные.

А. считал, что Солнце, Луна и звёзды - это светила, образовавшиеся из огня, а этот огонь - из влажных испарений, поднявшихся от Земли. По другим источникам, он утверждал, что Солнце, Луна и звёзды - это камни, раскалившиеся от быстрого движения.

В честь А. названа малая планета (астероид) номер 6051.

Рекомендуемая литература:

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.

Литература:

1. Лебедев А. Анаксимен // Философский энциклопедический словарь.
2. Гриненко Г. История философии.
3. Еремеева А., Цицин Ф. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира).

4. Словарь античности.
5. Encyclopaedia Britannica 2003.