Абано
Пьетро д',

Пётр Абанский (Pietro d'Abano), Пьетро Альбано (Albano), Пьетро Апоно (Apono), Пётр Апонский, Пётр из Падуи (латинизир. Petrus Aponensis, Paduanus)

(1250, Абано, близ Падуи - 1316, Падуя) -

итальянский астролог, философ (один из основателей Падуанской философской школы), алхимик и врач.

Детство и юность А. прошли в Падуе, потом он учился и жил в Греции и Константинополе; ок. 1300 г. приехал в Париж, посещал занятия в Парижском университете. Затем А. возвратился в Падую, где изучал медицину и философию. В 1306 г. стал профессором медицины в Падуе и быстро приобрёл широкую популярность как преподаватель, а его необычайно удачные исцеления дали А. славу мага. Одно время А. был личным врачом папы Гонория IV (1285 - 1287). Великолепное знание греческого языка позволило ему изучать тексты древних учёных и врачей и сделать попытку примирить медицину и философию в своём труде, известном как "Conciliator" ("Примиритель"; 1303). Для истории астрологии важно, что в "Примирителе" А. активно ссылается на Абу Ма'шара, и во многом благодаря этому Абу Ма'шар обрёл немалый авторитет у последующих поколений европейских астрологов.

Тремя важнейшими астрологическими работами А. являются "Lucidator dubitabilium astronomiae", "De motu octavae sphaerae" (1303) и "Imagines" ("Astrolabium planum"). Кроме того, А. собрал и перевёл на латинский язык труды Авраама Ибн Эзры по юдициарной астрологии. Он также оставил сочинения по физиогномике, геомантии, астромедицине. Важным является утверждение А. о том, что медицина немыслима без содействия астрологии.

А. указывал, что астрология - рациональная и философская наука и пытался придать ей такой же чётко определённый статус, которым обладают другие теоретические и практические дисциплины. В трактате "Lucidator..." А. представляет тщательную и добросовестно выстроенную защиту астрологии. Эта работа также является упорядоченным компендиумом астрономических и астрологических знаний конца 12 - начала 14 вв. и энциклопедией средневекового мантического искусства (см. Мантика). Сочинение "De motu..." посвящено астрологической философии истории. Здесь А. выступает сторонником астрологического описания истории по циклам соединений Юпитера и Сатурна (см. Хронократоры (I)). Самые крупные события мировой истории А. соотносит с влиянием светил; так, например, всемирный потоп, по его толкованию, случился потому, что в то время Земля была под влиянием Марса и как раз в это время случилось соединение Марса с другими планетами в знаке Рыб. В той же книге учёный говорит о влиянии Луны на нравы жителей Содома и Гоморры, на исход евреев из Египта, доказывает, что соединение Сатурна и Юпитера особой силы, случающееся раз в 960 лет, всегда сопровождается величайшими событиями, что ко времени такого соединения относятся болезнь Навуходоносора, рождение Моисея, Александра Македонского, пророка Мухаммеда и т.д. На это сочинение А. ссылается Николай Кузанский в своём трактате о календарной реформе.

К А. восходит также манускрипт "De imaginibus" из Монако (15 в.), в котором описываются соответствия между внешним видом людей и положением Асцендента в каждом из 360 градусов Зодиака (см. Градусы индивидуальные).

Несмотря на то, что А. был убеждённым христианином и верил (подобно такому авторитету церкви, как Фома Аквинский), что Бог воздействует на подлунный мир через посредство небесных тел, воззрения А. вызвали пристальное внимание инквизиции. Связь событий христианской истории с астрологическими констелляциями, которую проводил А., вызвала у ревностных служителей церкви впечатление, что у А. "перед светилами как бы вовсе стушёвывается божественная воля и всемогущество". Кроме того, А., опираясь космологию Аристотеля, развивал  идеи крайнего детерминизма в делах человеческих, а используя Аристотелеву логику, он пришёл к выводу, что смерть Христа была лишь кажущейся. Поэтому в 1304 г. в Париже А. был привлечён к суду инквизиции. В первый раз ему удалось избежать серьёзного наказания, но он не внял предупреждению и продолжал заниматься прежней деятельностью. В 1306 г. в Падуе А. опять был схвачен инквизицией; как нераскаявшемуся еретику, впавшему в прежнее прегрешение, ему грозила смерть на костре, но он упредил это событие естественной смертью (по другим данным, отравился в тюрьме). По приговору инквизиции палачом было сожжено лишь его изображение, т.к. тело А. успели спасти и похоронить его друзья. Однако впоследствии А. реабилитировали и воздали его памяти почести. Через сто лет после смерти А. в его честь была воздвигнута колонна перед зданием падуанской ратуши.