Абраксас

(Abraxas), Абрасакс (Abrasax) -

в гностической традиции (1 - 3 вв.): имя космологического божества, игравшего также важную роль в астрологических теориях. История употребления этого слова прослеживается вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии (около 90 г. н.э.). Согласно доктрине василидиан (2 в., Сирия), А. - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. Сумма числовых значений входящих в слово "А." семи греческих букв (А - 1, b - 2, r - 100, a - 1, x - 60, a - 1, s - 200) составляет 365 - число дней в году ("целокупность мирового времени"), а также число небес ("целокупность мирового пространства") и соответствующих небесам эонов ("целокупность духовного пространства"). Космический характер числа 7 как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени А. смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. К.У.Кинг, автор книги "Гностики и их наследие", подчёркивает, что это слово - священное, обобщённое имя бога. Г.Хиггинс считает, что имя А. имеет кельтское происхождение.

Иконографический образ А., известный по изображениям на геммах-амулетах, - тело человека с головой петуха (олицетворяющей предвидение и бдительность), в одной руке у него щит, в другой - плеть (символы Мудрости и Власти). Из его тела вырастают две опоры - Нус и Логос, символизируемые змеями, что означает внутреннее чувство и быстрое понимание. Добродетели и атрибуты А. указывают на связь этого божества с Солнцем и солнечным делением года. Е.Блаватская указывает, что А. есть антитип, а Солнце - тип. По её мнению, имя А. восходит древней коптской или египетской магической формуле, символически означавшей "Не вреди мне" ("Не тронь") и обращённой к божеству, как к "Отцу". Эту формулу обычно прикрепляли к амулету или талисману и носили на груди под одеждой.

Имя и образ А. имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного язычества. В литературе 20 в. ("Семь проповедей к мертвым" К.Г.Юнга, "Демиан" Г.Гессе) к символу А. обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души. В балете немецкого композитора Вернера фон Эгка по мотивам мифа об А. тема А. переплетается с темой Фауста.