Астролатрия

(от греч. astron - "звезда" и latreia - "культ, служение"), астральный культ, астральная религия -

обожествление Солнца, Луны и других небесных светил. Первобытный человек, будучи потрясён видом звёздного неба и поражён всеобъемлющим влиянием Солнца и Луны на всё происходящее на Земле, неизбежно приходил к мысли о божественности светил. На ранних этапах развития астральной религии божеством считалось само светило, в более развитых религиозных системах светило считалось или одним из воплощений бога, или подчинённым богу. Астральная религия - неотъемлемый этап развития практически любой цивилизации, но не везде на базе астральной религии формировались развитые астрологические системы. Помимо веры во влияние светил на земные дела, для появления астрологических систем необходим еще и довольно высокий уровень наблюдательной астрономии, поэтому астрология встречается обычно у народов, создавших высокую цивилизацию (но обратное не всегда верно). Причём на раннем этапе развития астрология тесно переплетена с А. Немецкий историк науки Б.Л.Ван-дер-Варден указывает, что развитие астрономических знаний приводило как к новой форме астрологии, так и к смене астральной религии. Связь этапов развития астрономии, астрологии и астролатрии на Ближнем Востоке (Позднеассирийский, Халдейский и Персидский периоды) Ван-дерВарден иллюстрирует следующей таблицей:

Астрономия mul APIN (1000-612 до н.э.) Астрология предзнаменований Старовавилонская и ассирийская религия
Зодиакальная астрономия (612 - 539) Примитивная зодиакальная астрология Митраизм, зерванизм и орфизм
Математическая астрономия (539 - 331) Гороскопическая астрология Зороастризм
Необходимо отметить, что правая часть этой схемы очень упрощена. Сложность религиозных течений на Ближнем Востоке, в Египте и Греции нельзя представить трёхчастной схемой без потерь. Граница между вторым и третьим этапом не такая уж резкая, однако этапы развития астрологии и астрономии представляются совершенно ясными и отчётливыми, а их взаимодействие с космической религией - надёжно засвидетельствованным в каждом из трёх случаев.

В античности (V в. до н.э.) религии, связанные с мистериями, считали, что хорошие люди после смерти становятся звёздами. В эллинистическом Египте при Птолемеях существовало представление, что правители и их жёны после смерти превращаются в звёзды. Эту идеи восприняли римляне; с тех пор культ императоров одновременно являлся и астральным культом. Первым человеком в Риме, образ которого стал отождествляться со звездой, был Антиной (ум. 130), любимец императора Адриана.

См. Религия и астрология, Астральные мифы.