Аверроизм -

направление в западноевропейском средневековом аристотелизме, восходящее к воззрениям испано-арабского философа Ибн Рушда (1126 - 1198) (в лат. передаче - Аверроэс, Averroes).

Ибн РушдА. развил учение о вечности материи и движения, отверг акт единовременного божественного творения, принимая бытие бога лишь в качестве первопричины сущего. Утверждая всеобщую причинную связь природных явлений, аверроисты приходили к своеобразному астрологическому детерминизму, усматривая в закономерном движении небесных светил проявление естественной необходимости, которой подчинено всё происходящее на Земле, в т.ч. и круговорот общественной жизни, смена государств и религий ("законов"). Рассматривая душу как форму материи, представители А. отвергали тварность и индивидуальное бессмертие души и разрабатывали учение о "единстве интеллекта": не только "активный интеллект" (бог), но и "пассивный" (т.е. человеческий) ум, будучи множествен в своих конкретных человеческих проявлениях представляет собой в своей основе единую и общую для всех людей нематериальную субстанцию. Идеи А. получили распространение в Европе в 13 - 16 вв. В частности, в 13 в. его представителем был Сигер Брабантский (Парижский университет), на рубеже 13 - 14 вв. А. разрабатывал Пьетро д'Абано (Болонский университет). А. подвергался преследованиям со стороны церковных властей и инквизиции. В 16 в. воздействие идей А. обнаруживается в философских воззрениях Дж.Пико делла Мирандолы и Дж.Бруно. К началу 17 в. А. окончательно изживает себя в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.