Бэкон Фрэнсис

(Bacon), барон Верулам, виконт Сент-Олбанс
(22.01 [1.02].1561, 7:41, Лондон - 9 [19].04.1626, Хайгейт) -
английский философ, астролог и государственный деятель. В 1617-21 гг. (при Якове I) лорд-хранитель печати, лорд-канцлер Англии. Основатель английского материализма и методологии опытной науки. По Б., истинное познание природы возможно только посредством сочетания эмпирического опыта и рационального мышления. Важнейшие философские сочинения Б.: "Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы" (1620) и цикл работ, касающихся "естественной истории", отдельных явлений и процессов природы.

Б. считал, что, подобно тому как механические искусства составляют практику физики, магия призвана стать практикой метафизики. Б. боролся с субъективизмом и консерватизмом мышления современных ему астрологов. В эссе "Здравая астрология" он признавал, что эта средневековая наука полна суеверий, но считал, что она может быть проверена и очищена. Б. утверждал, что небесные тела, кроме света и тепла, обладают и другими влияниями, изучив которые, можно будет предсказывать такие земные явления, как стихийные бедствия, бунтарские ереси, революции и переселения народов. В эссе Б. "О пророчествах" приведено много интересных сведений о Нострадамусе. Для истории астрологии важно, что Б. был одним из первых учёных, занимавшихся аллегорической интерпретацией мифов.

Интересна трактовка Б. понятия "элементы". Огонь, воздух, земля и вода понимались им "не как первоначала вещей, но как большие массы природных тел. Ведь природа вещей распределена таким образом, что во Вселенной существует очень большое количество или масса некоторых тел, потому что для их определённой организации требуется лёгкий и простой тип сплетения материи. Таковы эти четыре телесные субстанции".

Б. обращал своё внимание и к другим оккультным наукам. Он считал, что тело и душа - это две различные сущности, однако взаимодействующие и "раскрывающие друг друга"; поэтому можно кое-что узнать о теле, исходя из состояния духа, и кое-что о духе, исходя из состояния тела. Первое из этих искусств - толкование снов, второе - физиогномика. Эти искусства, указывал Б., покоятся на достаточно прочном природном основании. Принимая физиогномику, предлагая расширить её за счёт изучения не только строения тела и черт лица, но и его выражения, жестов и других телесных движений, Б. вместе с тем решительно отвергал хиромантию как "абсолютно несерьёную и пустую вещь".