Бар Дайсан

(сир. "Сын реки Дайшан"), Бар-Дайшан, Вардесан, латинизированное Бардесанес
(Bardesanes; 11.07.154, Эдесса, ныне Урфа, Турция - 222, там же) -

сирийский миссионер, философ-гностик, ведущий представитель сирийской (дуалистической) школы гностицизма и ближайший предшественник манихейства, пионер христианской веры в Сирии. Изучал и пропагандировал астрологию. Благодаря проходившему через Эдессу индийскому посольству к императору Гелиогабалу, в 218 г.

Б.Д. познакомился с верованиями и учениями Индии. Согласно Порфирию, Б.Д. "поддерживал связь с индусами, которые были посланы под предводительством Дамариса к римскому императору" ("De Abst.", IV, 17) и свои знания получал от индийских гимнософистов. Многочисленные сочинения Б.Д. - религиозно-философские, исторические и поэтические - были очень распространены, но в подлинном виде сохранилась только "Книга законов стран", изданная в 1855 г. в Лондоне. Это древнейшее из известных оригинальных сочинений в сирийской литературе представляет собой изложение теорий (в т.ч. астрологических) Б.Д., записанных его учеником Филиппом.

Б.Д. создал своеобразную космологическую теорию, основанную на христианском гностицизме и других источниках. Оригинальна его дуалистическая психология. В каждом человеке он признавал две души - высшую, пневматическую, и низшую, материальную. Но последняя с безусловной необходимостью подчинена судьбе, действующей через астральное начало в семи светилах, изображающих в нашем низшем мире семь небесных эонов. Пневматическая же душа, как прямое порождение Хакмут (Софии, женского коррелята Христа), нисколько не зависит от судьбы и звёзд; она свободна на добро и зло. В воззрениях Б.Д. прослеживаются учение о реинкарнации и идея существования кармических причинно-следственных связей.

Е.Блаватская считала Б.Д. великим астрологом, последователем восточной оккультной системы. Она указывала, что большинство учений Б.Д., как бы сильно они ни были изменены его многочисленными гностическими последователями, можно проследить до индийской философии, и ещё дальше - до оккультных учений Тайной Системы. Б.Д. связывал душу с Семью звёздами, устанавливая её происхождение от Высших Существ; и потому "признавал духовное воскресение, но отрицал воскресение тела", как гласит обвинение Отцов Церкви. Важно отметить, что Б.Д. был противником философии фатализма, и считал неправильным такое понимание астрологии, которое утверждает, что расположение звёзд полностью предопределяет человеческую судьбу.

Б.Д. прославился как поэт; он первым изобрёл стихосложение для сирийского языка и сочинил по образцу псалтири 150 гимнов, которые даже употреблялись при церковном богослужении, пока не были заменены православными гимнами св. Ефрема Сирина.