Будда |
в буддийской традиции: антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Первоначально словом "Б." обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Б., число которых в различных направлениях буддизма варьировалось.
По представлениям махаяны, каждый из "неисчислимого числа миров" имеет своё "неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего".
В буддизме ваджраяны число Б. тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число Б. ограничивается пятью т.наз. дхьяни-буддами (букв. "буддами созерцания") и соответствующими им пятью земными Б. "Гухьясамаджа-тантра" (III в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда Благословенный погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В традиции ваджраяны дхьяни-будды не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они, скорее всего, - антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из "пустоты" и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой элемент (стихию), свой цвет, сиденье, женское соответствие, бодхисатву, функцию и т.д.
|
|
|
|
|
Вайрочана | Центр или Восток | Белый | Пространство | Кракучханда |
Акшобхья | Центр или Восток | Синий | Воздух | Канакамуни |
Ратнасамбхава | Юг | Жёлтый | Огонь | Кашьяпа |
Амитабха | Запад | Красный | Вода | Шакьямуни |
Амогхасиддхи | Север | Зелёный | Земля | Майтрейя |