Будда

(санскр. и пали buddha - "просветлённый", букв. "пробуждённый") -

в буддийской традиции: антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Первоначально словом "Б." обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Б., число которых в различных направлениях буддизма варьировалось.

По представлениям махаяны, каждый из "неисчислимого числа миров" имеет своё "неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего".

В буддизме ваджраяны число Б. тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число Б. ограничивается пятью т.наз. дхьяни-буддами (букв. "буддами созерцания") и соответствующими им пятью земными Б. "Гухьясамаджа-тантра" (III в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда Благословенный погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В традиции ваджраяны дхьяни-будды не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они, скорее всего, - антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из "пустоты" и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой элемент (стихию), свой цвет, сиденье, женское соответствие, бодхисатву, функцию и т.д.

Отличительные особенности дхьяни-будд в ваджраяне

Дхьяни-будды
Направление в мандале
Цвет
Элемент мироздания
Земной будда
Вайрочана Центр или Восток Белый Пространство Кракучханда
Акшобхья Центр или Восток Синий Воздух Канакамуни
Ратнасамбхава Юг Жёлтый Огонь Кашьяпа
Амитабха Запад Красный Вода Шакьямуни
Амогхасиддхи Север Зелёный Земля Майтрейя