"Чжоу и",

"И цзин" -

наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее фундаментальное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название "Ч.и.", может быть понят по крайней мере двояко: "Чжоу" - 1) имя династии, правившей в Китае с конца II тыс. по сер. III в. до н.э., и хронологическое обозначение данной эпохи; 2) слово, означающее "оборот, круг, цикл", "везде, повсюду", "полный, исчерпывающий"; иероглиф "и" имеет значения - 1) "лёгкий, нетрудный"; 2) "перемена, метаморфоза". Таким образом, "Ч.и." можно перевести как "Чжоуские перемены", "Всеохватно-круговой лёгкий [канон]" и т.д.

"Ч.и." включает в себя каноническую часть, созданную, видимо, в VIII-VII вв. до н.э., т.е. собственно "И цзин" ("Канон перемен"), и комментирующую часть (VI-IV вв. до н.э.) - "И чжуань" (или "Ши и" - "Десять крыльев", т.е. семь комментариев-чжуань, три из которых имеют по два раздела). Специфическую основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, на рубеже II - I тыс. до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гуа) - особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь и ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации - как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) - сочетания из трёх черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий.

Происхождение канонической части "Ч.и." связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника (различные числовые комбинации). Древнейшие мантические приёмы преобразованы в "Ч.и." в нумерологическую систему (см. Сян шу чжи сюэ) математикоподобных операций с числами и геометрическими фигурами, задача которой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей". В приписываемой Конфуцию (2-я пол. VI в. до н.э.), но реально сложившейся, видимо, в V - IV вв. до н.э. комментирующей части "Ч.и.", главным образом, в её наиболее философичном разделе - "Си цы чжуани", - эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Ч.и." обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал аристотелевой логике. В эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений инь ян цзя, "школы новых письмён" и оракуло-апокрифической традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу.

Наиболее авторитетными считаются переводы "Ч.и." на европейские языки, выполненные Дж.Леггом (англ.яз.), Р.Вильгельмом (нем.яз.), а также рус. пер. канонической части ("И цзин") Ю.К.Щуцкого.