Дао

(кит. "путь", "подход", "функция", "метод", "закономерность", "теория", "правда", "мораль", "абсолют") -

одна из важнейших категорий китайской философии. В "Шу цзине" термин Д. имеет абстрактные значения: "поведение", "продвижение", "путь государя и Неба" и соотнесён с дэ, также обозначающим абстрактные понятия социальной и космической гармонии. С возникновения китайской философии центральным для неё стал вопрос о соотношении "человеческого" и "небесного" (т.е. общеприродного) Д. В узком смысле "небесное Д." означало ход времени или движение звёзд с запада на восток в противоположность движению Солнца с востока на запад (см. Прецессия). Уже в самом раннем кит. поэтическом собрании "Ши цзин" наметилось сближение понятий Д. и "предел" (см. Тай цзи).

В сборнике высказываний Конфуция "Лунь юе" Д. - это благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от предопределения (мин), так и от отдельной личности. Основатель ортодоксального конфуцианства Дун Чжуншу выдвинул тезис: "Великий исток Д. исходит из Неба". В "Чжун юне" (конфуцанском трактате ок. III в. до н.э.) Д. "благородного мужа" или "совершенномудрого" определяется как исходящая из индивида общекосмическая сила, "упрочивающаяся на небе и земле", "материализующаяся в навях и духах", приводящая к благодати. "Подлинность" составляет "небесное", а её осуществление - "человеческое". Обретший предельную "подлинность" способен образовать триединство с Небом и Землёй.

К Д. примыкают также понятия "предопределение", "индивидуальная природа" (син), "телесная форма". "Обладание долей Д. называется предопределением. Обладание формой в качестве индивида называется индивидуальной природой" ("Да Дай ли цзи"). В "Чжун юне" Д. означает следование самому себе, или своей "индивидуальной природе", предопределяемой Небом.

Если в конфуцианстве ставился акцент на "человеческой" ипостаси Д., то в даосизме делался акцент на его "небесной" ипостаси. В главном даосском трактате "Дао дэ цзин" Д. представлено как одинокое, отдельное от всего, постоянное, бездеятельное, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, дающее начало Небу и Земле, но при этом оно и всеохватное, всепроникающее, подобно воде, изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное восприятию и познанию, выразимое в символе, являющееся предком "тьмы вещей". Главная закономерность Д. - обратность, возвращение, т.е. движение по кругу, характерное для неба, которое мыслилось китайцами круглым.

Философская школа даосского направления Сун - Инь (сер. IV в. до н.э.) трактовала Д. как естественное состояние тончайшей, "подобной духу" ци ("пневмы"), которая не дифференцирована ни "телесными формами", ни "именами/понятиями", а потому пустотно-небытийна.

Базовой для развития китайской философской мысли стала трактовка Д. в комментирующей части "Книги Перемен" ("Чжоу и"). Здесь фигурирует как двоичная модель - Д. Неба и Земли, творчества и исполнения (см. Гуа), "благородного мужа" и "ничтожного человека", так и троичная модель - Д. Неба, Земли, Человека, "трёх материалов" (сань цай), "трёх пределов" (сань цзи). Небесное Д. утверждается силами инь и ян, земное - "мягкостью" и "твёрдостью", человеческое - "гуманностью" и "долгом /справедливостью". Главное выражение Д. - "перемены", трансформации по принципу "то инь - то ян". Термином Д. передавались буддийские понятия, выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление"). Эквивалентами Д. часто признаются Логос и Брахман.