Гностицизм

(от греч. gnostikos - "познающий, знающий", gnosis - "познание, знание") -

первый этап широкого религиозно-философского течения поздней античности и Средневековья, т.наз. "гностических религий", включающих Г., манихейство, дуалистические средневековые ереси. Возник в I в. н.э. в районе Ближнего Востока (Сирии или Самарии) или в Александрии. Во II в. стал главным соперником христианства. Стремился дать обобщённый синтез различных восточных верований (иудаизма, зороастризма, вавилонских и египетских религий), христианства, греческой философии и мистериальных культов. Астрология играла значительную роль как в теоретических построениях Г., так и в практических занятиях многих представителей Г.

В целом для Г. характерна концепция единого начала, развёртывающегося в серии эманаций, и иерархического строения умопостигаемого мира; наряду с этим иногда предполагается существование мрака-материи, или хаоса, - элементы дуализма при преобладании монистической тенденции. Специфичным для Г. является антикосмический дуализм: мир предельно удалён от бога и есть его антипод. В противоположность иудейско-христианской традиции, гностики помещают между богом и миром серию ипостасей (у Василида, напр., число их доходит до 365), функция которых заключается не в том, чтобы соединить идеальное и материальное (как в неоплатонизме), а наоборот, разделить их.

Центральное место в учении Г. занимает человек как средоточие мирового процесса. Он, хотя и является тварью тёмных сил мира, по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божественная субстанция часто принимает форму самостоятельной ипостаси "Первочеловека", или "Антропоса". Душа иноприродна плоти и по сущности своей принадлежит надкосмической сфере (Василид). Наряду с дуализмом души и тела в Г. существует и трихотомическое разделение человека на духовное, душевное и телесное.

Концепция знания, гносиса, - ядро Г. В известной формуле гностика Феодота суть гносиса заключается в ответе на следующие вопросы: "Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?". Познание человеком своего внутреннего "Я" делает возможным и познание мира, того, "что есть, что было и что будет". Такое всеобъемлющее знание доступно немногим и дарует человеку спасение. В гносисе человек преодолевает свою двойственность и разорванность, через человека происходит преодоление бытием своей расщеплённости и восстановление распавшейся гармонии.

Интересно отметить, что по верованиям некоторых представителей Г. Христос, вознесясь на небо, изменил влияние планет на земную жизнь и даже их движение. Тем самым он сумел предопределить процессы формирования новых душ - ведь под его контролем оказалось как зачатие, так и развитие зародыша в утробе.

Оттеснённый официальной христианской идеологией, Г. служил питательной почвой многих средневековых ересей и сыграл определённую роль в развитии средневековой культуры, в т.ч. и астрологических концепций (ср. Герметизм.)

См. Абраксас, Архонты, Бар Дайсан.