|
"Грехопадение" -
|
|
библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как
жена, поддавшись искушению змеи ("змея"), ест запретный плод и даёт его
отведать мужу, за что люди изгоняются из сада Эдемского; в христианстве
сюжет истолкован как "Г.", "первородный грех". Это сказание представлено
в Книге Бытия (гл. 2-3).
Бог Яхве, насадивший в начале времён сад в Эдеме, поместивший там созданного
им человека, позволил человеку есть от всякого дерева в саду, кроме древа
познания добра и зла, предупредив, что если запрет будет нарушен, человек
умрёт. Называется и другое дерево, на чудесных плодах которого лежит запрет,
- древо жизни. После того, как Адам
и Ева вкусили плодов от древа познания добра и зла, Бог изгоняет их из
сада Эдемского, чтобы умудрённые знанием добра и зла люди не вкусили также
плод (вечной?) жизни и не уподобились бы Богу.
Многие детали истории "Г." позволяют предположить в ней наличие астрологического
подтекста. Д.Куталёв отмечает насыщенность этой легенды лунной символикой.
Во-первых, змей с древнейших времен соотносится с плодородием, женской
производящей силой, лунными ритмами (это и связь с традиционным образом
Лунных Узлов как головы и хвоста змея; и сопоставление вечно умирающей
и вечно возрождающейся Луны со змеёй, которая омолаживается, сбрасывая
старую кожу, и таким образом живёт вечно; и соотнесение цикличности лунных
ритмов с образом змеи, кусающей свой хвост). Во-вторых, центральным персонажем
мифа о "Г." выступает женщина, в сознании большинства народов связываемая
с Луной. Кроме того, современная научная этимология возводит имя Ева к
арамейскому и финикийскому "змея". В-третьих, два райских дерева достаточно
однозначно соотносятся: древо жизни, стоящее в центре Эдема, - с Солнцем,
а древо познания добра и зла, ключевое в данном повествовании, - с Луной.
Подтверждением связи древа жизни, дарующего вечную жизнь, с солнечными
ритмами служит и его упоминание в Апокалипсисе: "Древо жизни, двенадцать
раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой" (22:2). Лунная
символика древа познания добра и зла проявлена в нескольких моментах:
-
древнейшие календарные системы были основаны на лунных ритмах, поэтому
Луна связывалась с умением ориентироваться во времени, со знанием ключевых
закономерностей жизни, а отсюда с мудростью и глубинными познаниями вообще
(шумеро-аккадский бог Нанна или Син - "владыка знания"; отождествлявшийся
с Луной египетский бог мудрости, счёта и письма Тот; греческая богиня чародейства
и тайной мудрости Геката, связываемая с Луной, а прежде всего - с невидимой
Луной в новолуние; индийский бог
Луны - всезнающий Сома и др.);
-
Дж. Фрэзер считает, что первоначально древо познания добра и зла называлось
древом смерти, в противоположность древу жизни; а Луна является одним из
самых устойчивых образов смерти и возрождения;
-
у многих народов существуют мифы, сходные с библейским, в которых бог Луны
посылает гонца людям, чтобы сообщить о том, что подобно тому, как сама
Луна умирает и возрождается, так и люди не будут умирать навсегда; но из-за
козней корыстолюбивого и хитроумного существа (чаще всего - змея) люди
лишаются бессмертия.
Исходя из того, что с древнейших времен Солнце
ассоциируется с творческим, духовным началом, а Луна - с конкретным проявлением,
материализацией импульса Солнца, Д.Куталёв интерпретирует символику деревьев
в саду Эдема как выбор между путём прохождения через цепь воплощений (древо
познания добра и зла) и существованием на более "тонких" планах бытия (древо
жизни). Вкусив плод от древа познания, человек приобрёл осознание времени
и в том числе - своей смертности, столкнулся с необходимостью работы на
материальном плане и утратил доступ в рай. Человек вступил в цепь воплощений.
Существующее в мифологиях многих народов представление о том, что змей
осуществляет разъединение неба и земли, дополнительно обосновывает роль
змея в библейском мифе при подобной интерпретации.
Литература:
1. Мифы народов мира.
2. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете.
3. Календарь в культуре народов мира.