Гуна

(др.-инд. guna - "качество, свойство") -

в представлениях древних индийцев: обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих вечной природной субстанции (Пракрити) как источнику всех проявленных и непроявленных объектов. Это: сатва (саттва) - уравновешенное, гармоничное, благое начало, лежащее в основе удовольствия и являющееся источником положительных эмоций; раджас - подвижное, страстное, деятельное, стимулирующее (в т.ч. - приводящее в движение), порождающее страдание и являющееся источником отрицательных эмоций; и тамас - косное, инертное, пассивное, отрицательное, порождающее апатию, безразличие, тьму, аморфность и т.п. Г. связаны с осознанием сущности вещи, добром, счастьем (сатва), с возбуждением, удовольствием, беспокойством (раджас) и с инерцией, апатией, ведущей к невежеству (тамас); их соответствующие результаты: удовлетворение, страдание, леность. Г. не могут непосредственно восприниматься человеком, это умопостигаемые сущности, об их существовании можно судить только по их следствиям - объектам мира, отражающим преобладание той или иной Г. и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицательные эмоции, или безразличие. Три Г. могут находиться как в состоянии конфликта, так и в состоянии взаимоподдержки.

Г. фигурируют уже в ведийской литературе, где выступают как связи с мифологизированными натурфилософскими построениями (они соотносятся сообразно с водой, огнём и землёй, с белым, красным и чёрным цветами), так и в контексте определённых этико-религиозных предписаний. Последнее получает развитие в "Бхавагад-гите", где воздействие Г. определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей. Наиболее последовательную разработку учение о Г. получило в философской системе санкхья.

Санкхья: космогония (согласно [2])

Любой объект в учении санкхья может быть описан с точки зрения преобладания в нём той или иной Г.

В индийской астрологии Г. соотносятся с планетами: сатва - Солнце, Луна, Юпитер; раджас - Меркурий, Венера; тамас - Марс, Сатурн (Варахамихира, "Брихат-джатака", II, 7).

По мнению М.Сенара (Senard M. Le Zodiaque. - Lausanne, 1948), 12 зодиакальных знаков восходят к комбинированию четырёх стихий с тремя уровнями Г., которые соответствуют: сатва положению или уровню верховенства или сущности; раджас - промежуточному или переходному положению; тамас - уровню низшего или материального. А.Лео приводит следующие соотношения: кардинальные знаки - раджас, фиксированные знаки - тамас, мутабельные знаки - сатва. А.Подводный приводит систему сочетания трёх Г. с 4 стихиями в несколько изменённом виде: сатва - возникновение, созидание - Овен, Телец, Близнецы, Рак; тамас - оформление - Лев, Дева, Весы, Скорпион; раджас - разрушение, трансформация - Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

См. также Тримурти.