Хирон

(Chiron; греч. Cheiron) -

планета, не входящая в число классических десяти планет. 1 ноября 1977 г. около 10 часов утра Чарльз Томас Коуэл (Kowal) в Пасадене (штат Калифорния, США) открыл на фотографических пластинках от 18 и 19 октября 1977 г. далекий объект 1977 UB в 3°36' Тельца на расстоянии 16.7 а.е. от Солнца, а вскоре его изображения были обнаружены на старых снимках неба 1976, 1969, 1962, 1941 и 1895 (!) г. Была рассчитана его орбита, и объект получил название 2060 Хирон. Его размеры - предположительно от 160 до 640 км (по уточнённым данным - 255 км). Х. движется по орбите с большой полуосью а=13.7126024 а.е., затрачивая на одно обращение вокруг Солнца 50.78 года (средняя скорость движения по эклиптике - 1'09.9" за сутки). Его орбита довольно эксцентрична (e=0.3834888), так что перигелий находится слегка внутри орбиты Сатурна (8.51 а.е.), а афелий - почти у самой орбиты Урана (18.90 а.е.). Орбита Х. наклонена к плоскости эклиптики на 6.92911° и относится к классу хаотических. Если бы орбита Х. не была наклонена под углом к плоскости эклиптики, она пересеклась бы с орбитой Сатурна. На подобных орбитах, быстро изменяющихся под действием Юпитера, известны короткопериодические кометы. Ни один объект не может существовать на такой орбите со времени образования Солнечной системы. Рано или поздно Х. будет выброшен из Солнечной системы под действием Сатурна или Юпитера. В наше время он испытывает сильное влияние Сатурна, а около 4000 лет назад приближался к нему на расстояние меньше 1 а.е. Координата северного узла орбиты Х. на 10.10.1995 - 29Li20; смещение узла за год - 44.92"; аргумент перигелия - 9Pi29.

Таким образом, хотя Х. был изначально классифицирован астрономами как астероид, его движение совершенно необычно для астероида: орбиты всех известных астероидов в афелии не заходят немногим дальше орбиты Юпитера. В 1990 г. астрономы определили, что Х. представляет собой кометное ядро - вокруг него была обнаружена атмосфера из газа и пыли; Х. неожиданно проявил кометную активность с большими спорадическими колебаниями яркости и с видимой комой. Это открытие было тем более неожиданным, что размеры Х. нетипично большие для кометного ядра.

Во многих современных астрологических системах Х. используется наравне с десятью классическими планетами как планета связи между принципами планет септенера и высших планет.

В греческой мифологии Х. - кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры.

Х., в отличие от других кентавров, выделяется мудростью и благожелательностью, является воспитателем героев (Тесея, Ясона и Диоскуров); как лекарь обучал врачеванию Асклепия. Имя Х. указывает на искусные руки (греч. cheir - "рука"). Изгнанный лапифами с Пелеона, Х. поселился вблизи мыса Малеи, где и был нечаянно ранен отравленной ядом Лернейской Гидры стрелой Геракла, сражавшегося с кентаврами. Страдая от неизлечимой раны, бессмертный Х. жаждет смерти и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Иногда Х. называется первым и величайшим астрологом, знания в многих сферах были переданы ему Аполлоном и Артемидой. Исследователи отмечают определённые параллели в мифологеме Х. и жизнью Христа.

В астрологии Х. - дэнская, нейтральная планета третьего (четвёртого) уровня (см. Уровни планет), связанная со стихиями Воздуха и Земли. Ночная обитель Х. - Телец, дневная обитель - Весы, знак экзальтации - Стрелец. Ключевые слова по К.Бонерту - жертвоприношение, целительство.

Первые в мире астрологические эфемериды Х. были опубликованы в июне 1978 г. в США. Спустя немногим более года, Зэйн Б.Стейн (Zane B.Stein) основал Ассоциацию Изучения Х. и печатный орган ассоциации "The Key" ("Ключ"). Первые публикации о значении Х. появились в 1983 г.: ставшая исторической брошюра Стейна "Interpreting Chiron" ("Интерпретируя Хирон"), книга Эрмини Лантеро "The Continuing Discovery of Chiron" ("Открытие Хирона продолжается") и книга Ричарда Нолле "Chiron: The New Planet in Your Horoscope" ("Хирон: Новая планета в вашем гороскопе"). Среди литературы, посвящённой Х. в более поздние годы, следует выделить книги Барбары Хэнд Клау "Хирон: Радужный мост между внутренними и внешними планетами" (Clow B.H. Chiron: Rainbow Bridge Between the Inner and Outer Planets. - Saint Paul, Minnesota: Llewellyn Publications, 1987) и Мелани Рейнхардт "Хирон и целительное путешествие: Астрологическая и психологическая перспектива" (Reinhardt M. Chiron and the Healing Journey. - London: Arcana, 1989). В настоящее время существует несколько неформальных организаций, изучающих астрологическое действие Х. С апреля 1992 г. издаётся газета "Chironicles", выходящая три раза в год.

Статистические исследования нескольких тысяч натальных карт показали проявленность Х. в гороскопах астрологов (особенно часто - в т.наз. секторах Гоклена близ МС и ASC).

Интерес астрологов к Х., проявивишийся в начале 1980-х гг., продолжает расти. В США примерно каждый третий астролог использует Х. на каком-либо уровне в своей деятельности.

Среди западных астрологов существует две основных гипотезы об управлении Х. зодиакальными знаками. Некоторые астрологи (в т.ч. М.Рейнхардт и Н.Микельсен) считают, что Х. управляет Стрельцом. Другие (в частности, Б.Х.Клау и К.Бонерт) приписывают Х. управление Девой, подчёркивая мифологические черты Х.-целителя и знатока траволечения, а также его бескорыстную помощь многим своим воспитанникам - героям мифов. Менее распространённой является привязка Х. к знаку Весов, в котором находится его перигелий. Легендарное мастерство Х. как хирурга явилось для некоторых астрологов основанием для обсуждения связи его астрологических качеств со знаком Скорпиона. Х. порой также связывается с Рыбами и Раком.

После выяснения того факта, что Х. является кометой, а также после открытия ещё нескольких астрономических объектов ("кентавров"), двигающихся между орбитами Сатурна и Урана (см. Фол, Дамокл), всё больше астрологов, нисколько не умаляя астрологической значимости Х., начинают разделять мнение о том, что Х. не имеет обители в каком-то одном определённом знаке. Вместе с тем, следует сознавать, что после открытия других "кентавров" ряд значений Х. следует перенести на них (подобно тому, как по мере открытия внешних планет происходила передача значений от Урана к Нептуну, от Нептуна к Плутону).

Ключевые слова для Х.: ключ, открывающиеся двери, перемена в сознании, необычная точка зрения, мост между установившимися путями и эволюцинными изменениями, альтернативы, холистическое целительство, экология (воссоединение разрозненных частей души).

Дэйл О'Брайен отмечает, что поскольку Х.-кентавр был первым астрологом, открытие планеты Х. может знаменовать новый путь в астрологических консультациях - оказание помощи клиентам, указывая им способы реализации своих уникальных талантов и наивысшего потенциала своих натальных карт. Самим астрологам Х. оказывает помощь в синтезе данных интерпретируемого гороскопа.

В нашей стране наиболее активными пропагандистами использования Х. являются Павел Глоба, возглавляющий Авестийскую Школу Астрологии, и Авессалом Подводный.

П.Глоба интерпретирует Х. как планету, символизирующую качества посредника, проводника между двумя противоборствующими силами. Согласно Глобе, Х. показывает восстановления равновесия, гармонии, он проводник между двумя началами - активным и пассивным, мужским и женским, ян и инь. Х. - символ справедливости, гомеостаза, человек

Х. проявляет качества миротворца, дипломата, третейского судьи, арбитра. Он всегда справедлив и объективен, умеет подойти к явлению с двух разных сторон, делая объективный выбор. В негативном варианте человек с сильным Х. в гороскопе является интриганом, двурушником, играет одновременно две игры и всегда извлекает максимальную выгоду из вражды сторон. Это человек без совести и чести, у которого путаются понятия добра и зла. У него всегда есть возможность оправдаться, демагогические способности, с помощью логических построений, софизмов он может оправдать и доказать что угодно. Обителью Х. Глоба считает знак Весов, а экзальтацию помещает в знак Стрельца.

А.Подводный связывает Х. со знаком Тельца и называет его планетой вывода человека за границы обычного обыденного восприятия, показывающей ему то, что с точки зрения человека почти неправдоподобно, но всё же воспринимается как реально существующее. Во внешней жизни, как считает Подводный, Х. даёт почти сверхъестественный выход из тупиков развития, такое стечение обстоятельств и решение вопросов и проблем, которые до того, как произошли, кажутся невероятными, но позже осмысливаются как возможные и реальные. Х. даёт человеку сильный намёк на существование законов кармы; в частности, когда он активен, начинают работать знаки, символически показывающие ближайшее будущее. Во внутренней жизни Х. даёт доступ в такие слои подсознания, которые позволяют отчётливо увидеть взаимодействие высшего и низшего начал человека и научиться в какой-то мере управлять этим процессом сознательно. Основная функция Х. - расширение сознания человека (и, следовательно, его возможностей, но это уже вторично), а один из главных его приёмов - установление связей между явлениями, которые ранее считались никак не связанными друг с другом.

Согласно А.Подводному, на первом уровне проработки Х. внутренняя жизнь человека воспринимается как хаотический, но любимый набор чувств, эмоций, желаний, потребностей и намерений, который имеет самодовлеющую ценность как сам по себе, так и в любом своём частном проявлении. Человек не знает, чего он возжелает через 10 минут и какие намерения будут у него завтра, но против этого у него нет никакого протеста, ибо все его внутренние импульсы для него одинаково органично свои, подобно тому, как человек (обычно) не отдаёт предпочтение одной своей руке перед другой. На этом уровне человек не ощущает никакой связи между своим внутренним миром и внешней реальностью, которая представляется ему местами как агрессивная и враждебная, а местами дружелюбная и богатая дарами и открывающимися возможностями, но совершенно неживая и статичная субстанция, не вызывающая сама по себе никаких чувств. Физиологическое сознание на этом уровне отсутствует, хотя при поражении Девы человеку может быть неприятна перевёрнутая урна у его подъезда или пятно мазута на личном газоне. Неприятные внутренние чувства и голос совести приравниваются к отрицательным воздействиям среды, то есть, человек их, конечно, учитывает, но старается избегать примерно как комаров, а поскольку уровень внутренней честности здесь невелик, чаще всего вытесняет в подсознание. Духовность здесь воспринимается как абстрактная религиозность (конкретная молитва или обряд на самом деле практически ничего не дают, вера чисто ментальна) или как социокультурное развитие. Действие Х. на этом уровне ведёт к смещению понятий о внешнем мире и резкому увеличению хаоса во внутреннем, до такой степени, что человеку это может стать неприятно и у него возникнет явственное ощущение внутреннего беспорядка и желания разобраться, в чём дело.

Х. (управляя Тельцом) умеет давить, и проигнорировать его действие трудно; однако на первом уровне его проработки большим успехом человека можно считать само признание существования внутреннего мира, например, конфликта в душе, не мотивированного совестью.

На втором уровне проработки Х. человек ощущает свою психику как сложное образование, и чувствует противоборство и взаимодействие различных сил в своей душе, иногда умея приписать им знак (т.е. счесть прогрессивными или ретроградными в отношении своего развития), но честно не зная, как с собой справиться. Низшее "я" коварно прячется, временами как будто нарочно преуменьшая свою силу, порой выдаёт себя за высшее, а иногда, что уж совсем непонятно, вступает с ним в альянс - спрашивается, против кого? На этом уровне человек уже отчётливо хочет духовно развиваться, но он ещё плохо разбирается в себе и, главное, не умеет отличить свои внутренние импульсы от транслированных общественным подсознанием, существование которого он, хотя может и признавать, но в себе ощущает плохо. Меняется и отношение к внешнему миру. Он мыслится уже как частично целостный, и человек видит в его фрагментах антропоморфные или зооморфные образования, проще говоря, живую жизнь, развитие и даже зачатки разума. На этом уровне появляется экологическое сознание, то есть человек начинает ощущать себя как часть биосферы, которая является для него средой обитания, и он уже не может спокойно смотреть на высыхающие озёра и текущие нефтепродуктами реки, в которых успешно размножаются только ржавые консервные банки. На втором уровне человек уже ощущает влияние своего внутреннего мира на внешние обстоятельства своей жизни. Во всяком случае, он замечает, что дело, которое он делает в плохом, и, тем более, агрессивно-злобном состоянии, редко получается хорошо, а хорошее отношение к людям часто эффективнее прямого административного нажима. На этом уровне действие Х. уже не рассматривается человеком как хаотическое и деструктивное; он понимает, что происходящее вне и внутри него следует понимать как определённые указания, и часто в результате гораздо лучше разбирается в программах своего подсознания и учится ими управлять силами сознания. Общее ощущение после успешной хиронической проработки примерно таково: человек становится внутренне более дифференцированным, но и более единым, поскольку появляются новые связи, и внешний мир тоже обретает большее единство, поскольку открываются связи и общие принципы существования, которые раньше нельзя было себе и представить; сильно меняется и развивается ментальная картина мира в целом; в частности осознается роль религии и религиозной философии в своей жизни.

На третьем уровне проработки Х. человек уже довольно хорошо разбирается в своём внутреннем мире, и его уровня внутренней честности вполне хватает для того, чтобы демаскировать низшие программы, противоречащие высшим. На этом уровне конфликт между высшим и низшим "я" как таковой практически исчезает, они разделяют свои роли, и человек занимается уже не революционным, а больше эволюционным развитием своего внутреннего мира, а войну объявляет программам своего подсознания, императивно транслирующим общественное подсознание, которое на этом уровне воспринимается как отчётливый и часто чужеродный момент в психике. Во внешней жизни человеку теперь хорошо (хотя и не всегда) заметны следы кармических программ. Человек понимает, что главная цель его внешней жизни - это его внутреннее развитие и совершенствование, и что ничего ни сделать, ни понять во внешнем мире, будучи не подготовлен внутренне, он не может. Мир видится теперь совсем по-другому, человек ощущает жизнь не только людей и животных, но и растений и неживых предметов, у которых он воспринимает ауру, и, касаясь взглядом кофейной чашки, нежно её гладит, отчего его энергетика сильно возрастает, аура расширяется и вспыхивает, и чашечка теплеет, не только эмоционально, но и в самом прямом смысле слова. Человек видит, как открываются и закрываются произведения искусства под понимающим или грубо-невежливым взглядом окружающих, может почувствовать объём картины и литографии и войти в неё и ощущает общение с людьми, в первую очередь, как обмен энергетикой и информацией, не поддающейся прямому выражению в словах. Теперь он видит общение просто как жизнь Земли, которую он ощущает как живую, дающую жизнь и страдающую от грубого обращения. На этом уровне человек видит связь между внутренней и внешней жизнью настолько ясно, что понимает, какие именно усилия над собой ему нужно сделать, чтобы решить ту или иную внешнюю проблему, иногда даже не касающуюся его лично. Вместе с тем, он видит границы своих возможностей и всегда чувствует, что работает не он, а стоящий за ним эгрегор; ему также становится очевидным существование и влияние на мир других эгрегоров, но он ещё плохо их дифференцирует.

На четвёртом уровне проработки Х. человек воспринимает внешние трудности исключительно как проекции своих внутренних проблем. Вместе с тем, эти его внутренние проблемы относятся к таким глубоким слоям его подсознания, которые прямо связаны с большими (в частности, социальными) эгрегорами, и фактически человек, занимаясь собой, влияет прямо на мировую карму. Во внешней жизни его энергетика настолько сильна, что одно лишь его появление или незначительное вмешательство часто имеют очень далеко идущие последствия; впрочем, обычно не разрушительного порядка, потому что он хорошо видит карму и не создаёт лишних кармических узлов (то есть, с его точки зрения, которая иногда может не совпадать со взглядами общественности - у неё свои представления о карме). На этом уровне человек хорошо разбирается в структуре и, в какой-то мере, взаимоотношениях эгрегоров и видит, под управлением какого эгрегора находится в данный момент другой человек. Он может, при желании, взять на время это управление, даже из-под самого жёсткого эгрегора, на себя и сделать так, чтобы к этому человеку прилетела душа и с ней поговорить; субъективно это переживается как сильная медитация, откровение или просто незабываемый разговор, во время которого человек ощущает свою глубокую сущность. Это уровень национального или мирового учителя, святого или пророка, со своими проблемами, которые трудно описать на имеющемся языке даже ему самому.

Как указывает А.Подводный, Х. символизирует шута или странное, непонятное событие, нелепую шутку (человека иди судьбы) со скрытым смыслом. Ситуация Х. низшей октавы отличается двумя особенностями: во-первых, происходит что-то несуразное, не предусмотренное обычным порядком вещей, а во-вторых, оно сопровождается сильным и устойчивым потоком космической энергии над ситуацией, что делает происходящее исполненным тайного смысла, но какого именно, никто из участников понять и выразить не в силах. Какие-то малые детали и подробности приобретают непомерно большое, прямо символическое значение, но почему они воспринимаются как знаки судьбы, никто сказать не может..., а потом оказывается, что они действительно означали нечто существенное, но внешняя связь событий и мораль происшедшего так и остаются непонятными, хотя оно запоминается надолго.

В наше время Х. управляет познанием скрытых возможностей человека, он присутствует на курсах ускоренного обучения и при родах в воду, на сеансах лечения и диагностики пассами и наложением рук, точечного массажа, натуропатического лечения, лечебного голодания и даже телепатии и телекинеза - когда всё это производится под флагом "материализма" и даже "науки". Регистрация биополя физическими приборами, фотографирование ауры и излучения от магнетизирующих рук, вывод уравнений кармы из уравнения Шредингера с нулевым граничным условием вдоль позвоночника человека, квантовые числа чакр - всё это не столько открывает истину, сколько выворачивает наизнанку наши представления о мире, подготавливая почву для её открытия, но оставляя, тем не менее, для виду привычный "научный" фундамент или, по крайней мере, фразеологию - так, чтобы социум и подсознание не давали откровенного бунта.

В области внутренней жизни Х. царствует на сеансах групповой психотерапии и психоанализа, где реальность каждого участника и группы в целом искажается очень значительно, в частности, потому, что включается сильный энергетический поток, который имеет свою логику и цели, индивидуальные для каждой группы, и задача (и искусство) ведущего во многом заключается в том, чтобы этому потоку не мешать и не ставить своих целей, сильно препятствующих его действиям (здесь очень помогает карта, составленная на начало занятия, и карта группы, соответствующая моменту начала курса). То, что человек ощутит в себе в реэультате иногда трёхдневного интенсивного общения в группе, может совершенно перевернуть его взгляды на жизнь и направить последующую судьбу в совсем иное русло.

Человек Х. воспринимается окружающими, во всяком случае, как очень небанальный. Вокруг него постоянно как бы смещается фокус настройки, и реальность становится не совсем такой, как обычно. Это, однако, не воспринимается как психическая патология или недоступность высокого почета, далекого будущего или просветленной религиозности (что характерно для людей с преобладанием одной из планет 4 уровня). Человек Х. по-видимости от мира сего, но все же иногда возникает и противоположное ощущение. Человеку Х. хорошо заниматься режиссурой: он умеет увидеть и показать другим Божественное и духовное в человеческом и обыденном, не включая религиозных и философских взглядов и мистических потоков, но оставаясь на почти обыденных и вполне человеческих позициях. Человек Х. имеет способности ко всем оккультным наукам, включая астрологию, особенно если есть мажорный аспект Х. к Урану (всю вторую половину XX века это оппозиция, которая то и дело возникает в период 1950-1990 гг.). Он чувствует биополе и энергетику предметов и ситуаций, иногда предсказывает будущее или разговаривает с отсутствующими или умершими, и молитва для него вполне реальное общение если не с Богом, то с высоким эгрегором - но всё это для него малоинтересно до тех пор, пока не поставлено на "научную" или, во всяком случае, материальную основу, что для него означает повторяемость явлений и возможность научить окружающих (обладающих, разумеется, минимальными природными способностями). Но главное для человека Х. - разобраться в своем внутреннем мире, отличить влияния высшего и низшего начал и общие социальные влияния, и сформировать правильную, отвечающую своей карме, этику поведения во внешнем мире (Х. - символический управитель 2 дома). Без этого он чувствует себя не в своей тарелке и может сделать много ошибок и даже чёрных дел (вообще люди с преобладающим Х. и особенно высшими планетами обладают большой энергией и реализационной властью, поэтому на низком уровне проработки часто становятся черными учителями), для чего, учитывая материальность воздействия на мир и нематериальность источников этого воздействия, у него имеется масса возможностей.

Слабый Х. означает отсутствие выраженного воздействия этой планеты на жизнь человека, но не ставит ему границ в глубоком познании себя, выявлении высшего и низшего начал и их связи с внешней судьбой и так далее. Ему в этом отношении предоставлена свобода, которой он может распорядиться по своему усмотрению. На высоком уровне развития это прогрессор-наблюдатель, если пользоваться терминологией фантастических романов, то есть человек, который видит многое, в том числе и чужие программы подсознания (свои хуже) и их связь с судьбой человека, и от одного того, что такой человек смотрит и видит, ситуации и жизнь окружающих людей меняются, потому что через него смотрит высокий эгрегор, наделённый большой реализационной властью. Но сам человек ощущает себя лично и эмоционально не включённым в те изменения внешнего мира, которые происходят при его косвенном участии (вообще слабая личная эмоциональная включённость есть необходимое условие просмотра высоким эгрегором ситуации через данного человека: эмоции и личное отношение играют роль помех при передаче информации). На низком уровне развития человека слабость Х. воспринимается скорее положительно: будет мало ситуаций, сбивающих с толку и заставляющих в ужасе и после сильного стресса пересматривать свои взгляды на мир (то есть, это что касается Х.; нужно посмотреть ещё аспекты других высших планет, особенно Урана). Ему будет немного не хватать оригинальности и свежести взгляда, и литературный прием отстранения будет не вполне понятен: зачем это, собственно говоря, нужно?

Гармоничный Х. даёт, согласно Подводному, замечательное чувство юмора, высоко ценимое друзьями и знакомыми. Этот человек умеет найти выход из самых затруднительных положений, у него срабатывает то, что не может сработать в принципе или, во всяком случае, ни у кого другого. Впрочем, он сам и окружающие быстро привыкают и считают такое положение вещей естественным. К этому человеку стекаются практикующие маги и волшебники со своими конкретными проблемами, часто по-видимости внешними, а фактически всегда внутренними, психологическими, эволюционными и кармическими, с дарами и в надежде, что он поможет их разрешить или, по крайней мере, смягчить. У этого человека (конечно, если Х. включен) есть большие способности, в частности, сильное обаяние, которое действует и ретроспективно, и на расстоянии; кое-что видит и может сказать он и по кофейной гуще. Здесь, как всегда при гармоничном положении планеты, довольно остро стоит выбор между служением людям и своему эгоизму. В первом случае человек может успешно развивать внутреннее видение у себя и других людей и быстро идти по эволюционной лестнице, но для этого нужно ставить себе задачи чуть более сложные и тяжелые, чем хочется; во втором случае можно стать астральным вампиром, нежно греющимся в постепенно редеющих потоках космической энергии, предназначенной для других, с понятными кармическими последствиями для себя самого.

Поражённый Х. дает человека, сильно размазанного по эволюционной лестнице; его высшее и низшее начала оба весьма активны и разрывают его душу на части, не говоря о психике. Для этого человека характерен острый интерес к проблемам расширения сознания и самосознания, он может долго и много заниматься собой и развить замечательные на словах умения, которые на деле оказываются гораздо скромнее. Хорошо, конечно, видеть прошлые воплощения и моменты, когда возникали кармические завязки, благо проверить это трудно. Но Х. требует практического выхода, и если человек не может с помощью полученной информации разрешить реальную проблему данного воплощения, то ему нужно заняться проблемами внутренней честности и скромности, каковые требуют, во-первых, косвенного, а во-вторых, комплексного подхода. Вообще для непроработанного поражённого Х. характерна своеобразная гордыня человека, вышедшего на край эзотерического знания и даже кое-что умеющего практически, но оценивающего свои знания и умения на уровне, возносящем его до небожителей. Время от времени идут жёсткие удары и сильные разочарования, порой ментальная картина мира и образ себя рассыпаются в прах, и в таких случаях нужно собрать обломки былого самомнения в дерюжный мешок смирения, взвалить его на плечи и, поняв, что преодолел очередную петлю дороги познания, идти по ней дальше, не расчитывая на лаковый лимузин посвящений и откровений. Поражённый Х. требует тяжелого труда в малоисследованных областях внешнего мира и отчаянных схваток с низшим началом, особенно агрессией и самообманом, а с этими врагами никогда нельзя быть уверенным в полной, а тем более, окончательной победе.