Халдеи |
I. Изначально - семито-арамейская народность,
проживавшая в конце II - начале I тыс. до н.э. на территории Южной и Средней
Месопотамии. В 612 г. Х. в союзе с мидийцами свергли ассирийское господство
и основали Новое Вавилонское царство.
Когда Александр Македонский находился на пути в Вавилон, он встретил "халдейских предсказателей", которые убедили его не входить в город, поскольку "они узнали по звёздам, что царская смерть должна наступить в Вавилоне". История изложена Диодором (XVII 112), Аррианом ("Анабасис" VII 16) и Плутархом ("Жизнь Александра" 73). Наиболее вероятно, что источником послужила запись очевидца. Согласно только что процитированным авторам, халдеи были жрецами Бела-Мардука и они делали также предсказания наследникам Александра Антигону и Селевку.
Ещё более древним источником является Геродот (451 г. до н.э.), который упоминает группу жрецов бога Бела, которых он называет "Х." ("История" I 181-183).
Образ жизни этих "Х." описывает Страбон в "Географии" (кн. 16, ч.1) следующим образом: "В Вавилонии для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются главным образом астрономией, выделено особое поселение; причем некоторые из них, не признаваемые другими, выдают себя за предсказателей судьбы. Существует также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем... Существует также несколько племен халдейских астрономов. Некоторых, например, называют орхенами, других - борсиппенами и другими различными именами, согласно подразделению на разные секты, которые придерживаются разных учений по одним и тем же предметам. И математики упоминают о некоторых из этих людей, как, например, о Кидене, Набуриане и Судине. Селевк из Селевкии принадлежит также к халдеям...".
Так называемые Х. Страбона все жили в Персидскую и Эллинистическую эпохи. Страбон проводит различие между "так называемыми халдеями", которые были философами и астрономами (астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Это различие правильно. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живших в этой южной области, и цари Вавилона принадлежали к их числу (см. Халдеи (I)). Уже позднее именем "Х." стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.
Х. проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539 - 331 гг. до н.э.). Об этом мы знаем из трех источников:
Основные черты учения "Х. из Вавилона" изложены у Диодора (II 30-31). Это изложение состоит из семи частей:
Плутарх в сочинении "Об Исиде и Осирисе" (48) сообщает: " Халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют "богами-хранителями", две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам". Плиний сообщает ("Nat. Hist." XVIII) о том, что существовала "Парапегма халдеев". Плиний приводит 10 пунктов из этого звёздного календаря. В части 2 сочинения "Isagoge" Гемин приводит описание астрологического учения об аспектах. Гемин приписывает это учение и его приложение в гороскопии Х. Цензорин ("De die natali", 18, 7) считает халдейским изобретением и систему "Додекаэтерид".
Исследователи отмечают ясность изложений халдейских учений античными
авторами, говорящую о стройности астрологической системы Х. Есть основания
предполагать, что все цитаты, приписываемые Х., восходят к одному сочинению
или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном
и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение Х.
Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (ориентировочно
между 321 и 171 гг. до н.э.). По-видимому, многие астрологические сочинения
более позднего времени находились под влиянием этой основополагающей книги.