Иггдрасиль

(др.-исл. Iggrasill) -

в скандинавской мифологии: древо мировое - гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы. И. определяет "вертикальную проекцию" пространственной модели мира скандинавской мифологии, соединяя различные миры (небо, землю, подземный мир). На вершине И. сидит мудрый орёл, а между его глазами - ястреб Ведрфёльнер ("полинявший от непогоды"), корни И. гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск ("грызозуб") - своеобразный посредник между "верхом" и "низом". На среднем уровне четыре оленя щиплют листья И. Кроме того, олень Эйктюрмир ("с дубовыми кончиками рогов") и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы ("чертога убитых", находящегося на небе, где пируют павшие в бою храбрые воины). Три корня И. простираются, согласно "Старшей Эдде", в царство мёртвых, к великанам и людям или, согласно "Младшей Эдде", - к богам, инеистым великанам и к стране мрака Нифльхейму. Согласно "Младшей Эдде", у И. находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники - Урд ("судьба"?), источник Мимира (дарующий мудрость) и Хвергельмир ("кипящий котёл"). "Младшая Эдда" определённо связывает Урд с небесным корнем, источник Мимира - с великанами и Хвергельмир - с Нифльхеймом. Но естественнее связать один из корней с людьми и с ним - Урд, поскольку у этого источника живут норны, определяющие судьбы людей. Норны поливают влагой из источника дерево, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило. Как вечнозелёное древо жизни И. пропитан живительным священным мёдом.

Слово "И." буквально означает "конь Игга". т.е. конь Одина, и отражает миф о мучительной инициации ("шаманского" посвящения) Одина, который провисел, пронзённый копьём, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчёркивает роль И. как пути, по которому обожествлённый шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой.