Импетус

(лат. impetus - "толчок, импульс").

Теория И. представляет собой модификацию теории движения Аристотеля, восходящей к Гиппарху и особенно - к Иоанну Филопону, была завершена в поздней схоластике (Ж.Буридан) и подготовила научное объяснение движения. Согласно этой теории, для поддержания движения небесных тел необходим нематериальный двигатель (бог), выполняющий функцию первого импульса, который сохраняется в движении небесных тел, возрастает в свободном падении, но прерывается другими земными движениями (удар, бросок), так что движение прекращается.

Уже в наши дни американские психологи решили выяснить, какого понимания физических явлений (различных движений, превращений веществ и т.п.) придерживается человек в своей реальной повседневной жизни. Оказалось, что у подавляющего большинства людей (за исключением немногих специалистов-физиков) в жизненном опыте формируется некая последовательная интуитивная теория движения, противоречащая основным законам ньютоновской механики. Эта теория удивительно схожа с доньютоновской теорией И. Таким образом, получается, что в голове человека могут быть почерпнутые из школы сведения галилеевско-ньютоновской Вселенной, а его глаза и руки действуют так, будто он помещён в античный Космос.