Инь ян цзя,

иньян цзя (кит., букв. "школа [исходящая из категорий] инь и ян ") -

одна из основных философских школ Древнего Китая; выделена Сыма Танем и Сыма Цянем в "Ши цзи" как специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической проблематике. Время возникновения и имена представителей И.я.ц. не установлены (видимо, астрономы/астрологи и уроженцы северо-восточных приморских царств Ци и Янь). Об идеях школы можно судить по их изложению в "Ши цзи", "Чжоу и ", " Люй-ши чунь цю " и др.

Центральные концепции И.я.ц. - универсального дуализма сил инь-ян и циклических взаимодействий пяти элементов, или фаз (у син), - легли в основу всей онтологии, космологии, методологии и вообще духовной культуры и науки традиционного Китая (в особенности астрологии/ астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до сер. I тыс. до н.э. концепции инь и ян и пяти элементов развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной). Во 2-й пол. I тыс. до н.э. эти концепции, по преданию, были слиты Цзоу Янем в единое учение, важной частью которого была нумерологическая схема мироздания, представляющая Поднебесную в виде девяти материков, разделённых морями и окружённых океаном. В И.я.ц. натурфилософская концепция пяти элементов была распространена и на исторический процесс, представляемый как кругообразная смена "пяти благодатей" (у дэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и у син представлены в философии Дун Чжуншу, который интегрировал идеи И.я.ц. в конфуцианство. В дальнейшем натурфилософский компонент И.я.ц. продолжен в конфуцианской "школе текстов новых письмен" и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.