Ислам и астрология.

Арабский зодиакПредставители ислама, возникшего в Аравии в 1-й пол. 7 в., редко выступали против астрологии, т.к. исламская догма о предназначении имела много общего с детерминистически понимаемой астрологией (см. Фатализм астральный). Более того, существовало предание о том, что первым астрологом был мусульманский пророк Идрис. Появились даже астрологические толкования некоторых стихов Корана (подобно тому, как в христианстве появились астрологические толкования Библии), а пророки ислама сопоставлялись с планетами.

Соответствие планет пророкам в исламе:

Сатурн Ибрахим (Авраам)
Юпитер Муса (Моисей)
Марс Харун (Аарон)
Венера Юсуф (Иосиф)
Меркурий Иса (Иисус)
Солнце Енох
Луна Адам

Согласно коранической космогонии, Аллах мыслится творцом вселенной, состоящей из нижнего - земного и верхнего - небесного миров. Он разделил небо и землю, сделал из воды "всякую вещь живую" (21:31), в два дня он создал землю и семь небес, разукрасив ближайшее небо "светильниками и для охраны" (41:8,10,11). Аллах сотворил "семь небес рядами" (67:3, 71:14), т.е. одно над другим, "и сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником" (71:15). Над седьмым небом помещается трон Аллаха. На небесах располагаются рай (джанна) и ад (джаханнам), причём они не занимают всего пространства небес. Рай, по многим преданиям, находится на седьмом небе; ад, по одной из версий, - ниже первого неба. Небожителями являются ангелы (малаика, фаршита), сотворённые из света и передающие людям вести от Аллаха (15:8). Доступ на небо надёжно охраняется от злых духов ангелами и звёздами, "поражающими светочами" (37:6-10).

Исламские астрологи не стремились аргументировать свои астрологические доктрины, как это было в эпоху эллинизма. Как и в средневековой Европе, доказательства были не обязательны, т.к. влияние светил на подлунный мир было само собой разумеющимся фактом. Чуть ли не единственная существенная уступка, которую пришлось сделать астрологам, чтобы не противоречить учению ислама, - это изменения в изображении зодиакальных знаков. Дабы не нарушать запрет на изображение человека, астрологи заменили знак Близнецов двумя павлинами, Деву - снопом пшеницы, а Водолея - ишаком, везущим на себе две корзины.

Астрология проникла в исламские культурные круги уже с 8 в. Научные (в т.ч. астрологические) знания арабов были эклектичны, поскольку они приходили из различных источников, принадлежащих к разным культурам. Считается, что в исламской астрологии смешались три основных астрологических течения: эллинистическая, индийская и сасанидская астрологии. Большой вклад в науку был сделан группой еврейских учёных, которые процветали при изначально толерантных арабских халифах. Наивысшие достижения в науках последовали за установлением династии Аббасидов в 750 г. Аббасидский халиф ал-Мансур перенёс столицу из Дамаска в новый город Багдад. Он был основан на западном берегу Тигра в 762 г. в наиболее благоприятный момент, определённый придворными астрологами Наубахтом и Машаллахом, а затем построен по геомантическим принципам. В начале 9 в. Багдад, видимо, стал крупнейшим городом мира: в нём жило около миллиона человек.

Первая астрологическая школа в Багдаде была основана в 777 г. еврейским учёным Якобом бен Тариком. Эта школа стала известна благодаря научным трактатам и переводам, сделанным её членами. Абу Ма'шар (возможно, самый знаменитый из всех арабских астрологов) был главой этой школы в середине 9 в. Он перевёл Птолемея на арабский язык, и эти его переводы затем были в свою очередь переложены на латынь европейским учёными. Учитель Абу Ма'шара ал-Кинди в эти же годы перевёл на арабский более 200 трактатов, среди которых - множество абстрактных исследований, касавшихся влияния звёзд. Вообще же, в распоряжении арабских учёных были работы на многих языках: они переводили с греческого и сирийского языков трактаты астрологов эллинистического периода, с санскрита - индийские варианты, с пехлеви - конгломерат двух вышеназванных астрологических течений, возникший в эпоху Сасанидов. Т.о., у арабских учёных была уникальная возможность находиться на первых рубежах знаний. Многие из этих работ впоследствии проникли в Европу через арабскую Испанию. Кордова, имевшая население около полумиллиона человек, была одним из крупнейших центров знаний. В неё стекались студенты из других европейских стран, чтобы поучиться у арабских учителей. Один из таких студентов, Гилберт из Оверни (Gilbert d'Auvergne), впоследствии стал папой Сильвестром II.

Значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество значительных исламских астрологов. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью астрономии.

Популярнейшими жанрами астрологической литературы в исламских странах стали "Введения в юдициарную астрологию" и зиджи.

"Введения в юдициарную астрологию" - сина`а ахкам ан-нуджум ("искусство приговоров звёзд") - содержали ключевые сведения о составлении и интерпретации гороскопов. Современным историкам известно 116 средневековых мусульманских авторов, написавших "Введения в астрологию"; кроме того, до нашего времени дошло ещё несколько десятков подобных сочинений, авторство которых не установлено. Важнейшими работами данного типа являются "Книга о науках о звёздах" Абу Ма`шара, "Введения в искусство приговоров звёзд" ал-Кабиси и Ибн Лаббана, "Книга вразумления начаткам науки о звёздах" ал-Бируни.

Зиджи были главной "технической литературой" астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих З. заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Даже в народе астрология была очень популярна. Так, например, в книге "1001 ночь" рабыня Таваддуд ("Рассказ о Таваддуд", ночи 436-462) объясняет свойства семи планет, значение стоянок Луны, основные свойства знаков Зодиака, рассказывает о соответствии лунных домов знакам Зодиака, дней недели - планетам и сообщает ещё много других астрологических сведений. Необходимо заметить, что повесть о Таваддуд была своеобразной краткой энциклопедией сведений, которыми должен обладать каждый образованный мусульманин.

Стрелец. Манускрипт Абу-Маашата. Ок. 1250 г.

В исламском мире, где господствовала идея высшего предопределения, особенно почитались элективная астрология и хорарная астрология, развивались учения об аспектах, жребиях, неподвижных звёздах и циклах планет, особенное значение придавалось политической астрологии. С этой активностью была связана необходимость дальнейшего развития математических и астрономических основ астрологии. После 9 в. исламская астрология всё больше склоняется к составлению компиляций, кратких руководств и карманных справочников. С течением времени в исламской астрологии появились тенденции к объединению гороскопии с магией (см. Магическая астрология).

По мнению ал-Фараби, астрология содержит 8 разделов:

  1. построение гороскопов;

  2. медицинская астрология;

  3. изучение физических законов;

  4. астрологические влияния на сельское хозяйство;

  5. астрологические влияния на мореходство;

  6. астрологическая алхимия;

  7. учение о драгоценных камнях и талисманах;

  8. теория зеркал и законов оптики.

Этот список хорошо иллюстрирует области, которые разрабатывались арабскими астрологами.

Стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, ибн Араби и ал-Газзали) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов.

Вплоть до наших дней астрология играет важную роль в жизни стран ислама. Достижения исламской астрологии оказали существенное влияние на развитие европейской астрологии в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Европа ознакомилась с мусульманской астрологией благодаря многочисленным переводам, в основном делавшимся в XI - XII веках в Испании (среди наиболее известных "передатчиков" арабской мудрости - Иоанн Севильский, Аделярд из Бата, Герард из Кремоны, Платон Тиволийский, Хуго Санталийский, Роджер из Херефорда, Майкл Скот, Арнольд Вилланова). Кроме того, через посредство арабских учёных Европа ознакомилась с сочинениями многих античных авторов (в т.ч. Платона, Аристотеля, Птолемея). К сожалению, мы не можем в должной мере оценить вклад исламских учёных в развитие астрологии до тех пор, пока не будут переведены многочисленные манускрипты на арабском, персидским и турецком языках. До сегодняшнего дня эти трактаты хранятся невостребованными в музейных коллекциях в разных регионах мира. Печально сознавать, что не переведены даже работы светил арабской астрологии, не говоря уже о менее крупных астрологах. Будем надеяться, что в скором будущем эта ситуация изменится.

Основные термины арабской астрологии:

Каждому из астрологов мусульманского мира, указанному в нижеследующей хронологической таблице (всего около 110), посвящена отдельная статья Энциклопедии.

Астролог
Время жизни
Феофил Эдесский ок. 695 - 785
ал-Мансур 707 - 775
ал-Фазари ? - ок. 777
ан-Наубахт ? - ок. 777
Ибн Хайян ок. 721 - 803
Машаллах <740> - ок. 815
ал-Фадл ибн Наубахт ? - ок. 815
ал-Асни ? - ок. 815
ат-Табари, `Умар ? - ок. 815
Канака рубеж VIII - IX в.
ас-Сарахси 770 - 818
Яхья ибн Аби Мансур ? - 832
ал-Хайят 770 - ок. 835
ал-Абахх 2-я пол. VIII в. - 1-я пол. IX в.
Сахл Раббан ат-Табари 1-я пол. IX в.
ал-Бармаки 1-я пол. IX в.
Ибн Бишр ? - ок. 850
`Абдаллах ибн Сахл ибн Наубахт IX в.
ал-Хасан ибн Сахл ибн Наубахт IX в.
Ахмад ал-Фарси IX в.
Ибн ал-Базьяр IX в.
Ибн ал-Хасиб IX в.
аш-Шайбани ? - ок. 860
`Али ибн Дауд IX в.
Абу Бакр ал-Хасан ибн ал-Хасиб IX в.
ал-Макки IX в.
ал-Кинди 796 - 873
Абу Ма`шар 787 - 886
ан-Насрани IX в.
ал-Касрани IX в.
Ибн Фирнас ? - 887
ас-Саймари 828 - 888
Ибн Симавайх IX в.
ат-Табари Мухаммад IX в.
Абу `Али ибн Аби Курра IX в.
Сабит ибн КурраСабит ибн Курра 836 - 901
ал-Мисри ? - ок. 910
Бану Амаджур IX - X вв.
ал-Баттани ок. 858 - 929
ар-Рази 865 - 925 или 934
ал-Хамдани ? - 946
ат-Танухи 892 - 953
ал-`Имрани ? - 955
ал-Кабиси ? - 967
ал-Ускуф X в.
ас-Суфи 903 - 985
Ихван ас-сафа X в.
Ибн Хибинта X в.
Гулам Зухал ? - 998
ал-Кумми ? - ок. 1000
ал-Маджрити 2-я пол. X в. - 1008
Ибн Юнис 979 - 1008
ас-Сиджизи ок. 950 - ок. 1025
ал-Кирмани X - XI в.
ат-Табари Мухаммад X - XI в.
Ибн Лаббан ок. 970 - ок. 1030
Хасан ибн ал-Хайсам 965 - 1039
Абу-л-Касим ал-Касрани ал-Касри ? - 1022
Ибн Сина 980 - 1037
ал-Бируни 973 - 1048
ат-Такрити XI в.
Ибн Аби-р-Риджал 1016 - 1064
Абу-л-Касим ал-Балхи 2-я пол. XI в.
аз-Заркали ок. 1030 - 1100
ал-Газзали 1058 - 1111
ал-Адиб XI - XII вв.
ал-Астурлаби ? - 1140
Ибн Эзра 1092 - 1167
ат-Тифлиси 1100 - 1230
Джабир ибн Афлах ок. 1100 - ок. 1160
ал-Байхаки 1106 - 1169
ад-Дамагани XII в.
Ризкаллах ан-Наххас XII в.
ал-Магриби ? - ок. 1175
ал-Битруджи ? - 1185
ар-Рази 1150 - 1209
ал-Фариси ? - 1232
ат-Туси 1201 - 1274
ал-Буни ? - 1225
ал-Хорезми 1226 - 1300
`Умар ибн ал-Малик ? - 1297 или ок.1330
ал-Камили начало XIV в.
Ибн ал-Банна ок. 1260 - ок. 1320
ал-Баттиви XIV в.
Палхус 2-я пол. XIV в.
ал-Кунфуд ал-Кустантини ? - 1407
ал-Балхи XV в.
Кунари XV в.
ал-Бальяни ? - 1494
ал-Кашифи ? - 1505
ал-Бирджанди ? - ок. 1525
Карамани 1-я пол. XVI в.
ас-Са`иди ? - 1568
Ибн Зунбул ? - ок. 1570
ал-Кари' XVI в.
Хиндустани конец XVI в.
ал-Язди ? - ок. 1637
ал-Джунабади 1-я пол. XVII в.
Шабрамаллиси 1-я пол. XVII в.
Чалаби 1-я пол. XVII в.
Лахури ? - 1649
аш-Шакур XVII в.
Ради Шафи`и XVII в.
ал-Маргиси 1598 - 1678
ас-Сабзавари ? - 1679
ал-Фаси 1631 - 1685
Эфенди 1674 - 1722
Субхан Мухаммад 1680 - 1702
Михалиджи 1-я пол. XVIII в.