Иудаизм и астрология

Отношение иудаизма к астрологии всегда было неоднозначным. Хотя значимость астрологии признавалась иудейскими мыслителями ещё в древние времена, при этом доминировала точка зрения, что астрологические законы могут не действовать на иудеев (ср. сходные представления в христианстве у Тертуллиана; см. также Христианство и астрология). Кроме того, гадательная практика, распространённая у соседних народов, резко осуждалась:

"Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мёртвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них" (Левит 20:27);

"Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Втор. 18: 10-12).

Позднейшими иудаистическими легендами подчёркивается невозможность по законам природы зачатия Исаака (а значит, и появления "избранного народа", который должен был от него произойти). Так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, согласно которой даже гороскоп Авраама показал отсутствие у него законного сына от Сарры. На эту версию ссылались, обосновывая положение, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Яхве.

С другой стороны, мы находим многочисленные примеры использования астрологии иудеями и даже представления о том, что астрология - это высшая мудрость, данная Яхве патриархам. Артапан (II в. до н.э.), эллинизированный еврей, написавший сочинение "О евреях", утверждал, что основы египетской культуры были заложены патриархом и пророком Авраамом, который, придя в Египет, обучал фараона астрологии. Моисей, по словам Артапана, и был Мусеем, учителем Орфея, олицетворявшимся с Гермесом Трисмегистом.

Согласно Талмуду, Авраам и его потомки были поставлены выше влияния звёзд, но, с другой стороны, благословение, данное Аврааму в Книге Бытия (24:1), истолковывается именно как дар астрологии: "Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем".

К астрологической консультации Иофора прибегает Моисей, чтобы узнать, как ему править детьми Израиля. Знание астрологии приписывается также и Соломону. Пророчица Дебора, согласно каббалистической традиции, также была астрологом. Как основание для подобного положения рассматривается отрывок из Книги Судей, 5:20 ("С неба сражались, звёзды с путей своих сражались с Сисарою".). О других астрологических мотивах в священных книгах иудеев см. ст. Библия.

В 7-й и 8-й главах "Книги Еноха" находится подробное описание падения ангелов. Перечисляя 18 вождей падших ангелов, Енох, в частности, упоминает, что "Баркаял научил [людей] наблюдать светила небесные; Акибиил научил знамениям и приметам, Тамиил - астрономии и Асарадел - движению луны".

Ряд источников указывает, что ещё на рубеже н.э. у иудеев была своя оригинальная астрологическая традиция. После разрушения Иерусалимского храма (60 - 70 гг. н.э.) и рассеяния евреев по всему миру (132 - 135 гг.) произошло деление на две астрологические школы. Первая школа на Ближнем Востоке (Багдад) была практически неотличима от арабской астрологии на её первом этапе развития. Об этой школе даже говорят как об еврейской астрологии, которая была заимствована арабами. Вторая еврейская астрологическая школа развивалась в раннее Средневековье в Испании, где тогда господствовали арабы. В этой школе ярко проявились каббалистические черты (см. Каббала, Каббалистическая астрология (I)). Образованные иудеи вошли в тесную связь с интеллектуальными традициями ислама и христианства. Поэтому И.а. практически "растворилась" в астрологических концепциях средневековой Европы. Интересно, что еврейское религиозное искусство приняло на Западе устоявшуюся форму. Мозаичные полы в синагогах (см. Бет Алеф) необходимо рассматривать как соединение астрологии и культа. Знаки Зодиака украшают некоторые религиозные тексты, содержащие просьбы Господу о дожде, урожае и т.п. Широко распространено было представление о том, что знаки Зодиака Рак и Лев символизируют Израиль и народы мира, положение евреев, рассеянных по всему миру. Широкое распространение получила концепция о том, что 12 знаков Зодиака соотносятся с 12 сыновьями Иакова.

Ссылки на астрологическую науку нередки у иудейских мистиков. Напр., Моисей Леонский (XIII в.) писал: "Имеется семь планет, которые соответствуют семи небесам, и ими управляется мир. "Да будет свет" соотносится с Луной, "да будут светила на тверди небесной" соотносится с Солнцем. Планеты определяют времена года, священные праздники, новолуния, субботы. Над ними пребывают сверхъестественные миры. Есть два мира - высший и низший, из которых низший построен по образцу мира высшего".

См. также Маймонид, Офаним, Религия и астрология.

О выдающихся иудейских астрологах см. статьи Машаллах, Ибн Бишр, `Али ибн Дауд, Ибн Симавайх, Ибн Эзра, Леви бен Жерсон, Закуту.