Ян Сюн, |
древнекитайский философ, литератор, филолог. При мператоре Чэн-ди (32 - 7 до н.э.) был цензором императорского совета. В период правления Ван Мана (9 - 23 н.э.) занимался редактированием книг в придворном библиографическом учреждении, дослужился до сановного титула дафу. Основные философские соч. - созданный в подражание "Чжоу и" "Тай сюань [цзин]" ("[Канон] великого сокровенного"), а также "Фа янь" ("Образцовые речи").
Источником мира вещей Я.С. считал "сокровенное", присутствующее в вещах "десяти тысяч родов", но не обладающее видимой формой, "уловляющее инь и ян и тем самым производящее ци ("пневму"). "Пневмы" инь и ян, "то разделяясь, то сливаясь, уготавливают Небо и Землю". Последние, "вступая в связь", рождают "десять тысяч вещей". Задача человеческого познания не преображение природы, а подражание трём упорядочивающим началам космоса - Небу, Земле и Человеку в их идеальных значениях. Такого рода подражание тождественно "почитанию небесных циклов" и одновременно - "контролю за небесной изначальностью", т.е. естественному следованию глубинным природным закономерностям. Для их отображения Я.С. предлагал вместо 64 гексаграмм (см. Гуа) "Чжоу и" систему из 81 тетраграммы, для начертания которых применены черты трёх видов - целые, единожды и дважды прерванные; однако система Я.С. распространения не получила.