Яйцо мировое,

яйцо космическое -

мифопоэтический символ, известный во многих традициях. Из Я.м. возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда - род людской. Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок Я.м. (или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или Солнца (из желтка); во многих случаях Я.м. описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты Солнца. Согласно ведийской космогонии, из Я.м. - золотого зародыша (см. Хираньягарбха) возник творец Праджапати, из него же возникает Брахма. Иногда творец Ишвара описывается живущим в Я.м. на водах. У орфиков известен миф о возникновении из Я.м., плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего как Солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. Митра), или особого бесплотного божества с крыльями. В египетском мифе Солнце возникает из Я.м., снесённого птицей "Великий Гоготун". Схожие сюжеты встречаются в китайской мифологии и карело-финнском эпосе "Калевала".

В мифах известны примеры, когда с образом Я.м. связывается временная структура целого (в индуизме верховный бог находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц - более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят). Обычно начало творения связывается с тем, что Я.м. раскалывается, взрывается, брошенное в небо. В ряде случаев с темой раскалываемого яйца связан бог с функциями громовержца или его отец. Иногда из Я.м. рождаются разные воплощения злой силы, в частности, змей, смерть. У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея. В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается чудовище Тифон. Ср. распространённое поверье о рождении василиска из яйца. Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана Кощеева смерть. Космогоническая функция Я.м. соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.

Литература:

1. Топоров В. Яйцо мировое.// Мифы народов мира.