Египетская астрология,

астрология в Древнем Египте.

Уже в античности были широко распространены легенды о выдающемся искусстве египетских астрологов, о том, что история астрономо-астрологических наблюдений в Древнем Египте насчитывает много столетий и даже тысячелетия. Однако беспристрастное изучение первоисточников и исторических свидетельств приводит к совершенно обратному выводу: судя по всему, в Древнем Египте оригинальных развитых астрологических техник вообще не существовало. Первый всплеск астрологических знаний в Египте произошёл только после похода Александра Македонского под влиянием месопотамской и греческой астрологии (см. Вавилонская астрология, Античная астрология).

Действительно, уже с IV тыс. до н.э. египетскими жрецами велись астрономические наблюдения (особенно неподвижных звёзд), были выделены 36 т.наз. деканов (созвездий, восходящих вместе с тем или иным участком эклиптики), составлялись календари (см. Период Сотис, Древнеегипетский календарь), астральная символика играла огромную роль в религиозных представлениях египтян, в ряде папирусов приведены деления дней месяца на счастливые и несчастливые... - однако развитой астрологической теории (как в Китае) или фундаментальной базы астрологических расчётов (как в Месопотамии) в Египте не существовало (или, по крайней мере, не сохранилось). Древнейший серьёзный труд по астрологии, написанный в Египте, - "Апотелезматика" верховного жреца в Гелиополисе Манефона (конец IV - 1-я пол. III в. до н.э.) - содержит описание техники предсказаний вавилонских (!) астрологов. Кроме того, многие исследователи склоняются к мнению, что "Апотелезматика" на самом деле была написана не Манефоном, а неким астрологом I - II вв. н.э., взявшим в качестве псевдонима его имя.

Даже в позднеегипетский период астрология была довольно примитивна, она требовала мало астрономических знаний. Гороскопы (понимаемые как астрономические карты на момент события) были неизвестны. Понять, что собой представляла Е.а. до греко-вавилонского влияния, помогает папирус, относящийся к 19-й или 20-й династии (за 1200 лет до н.э.), который заключает в себе астрологическое расписание счастливых и несчастных дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в эти дни. Расписание это простирается на 3/4 года. Вот отрывок наиболее характерных правил.

Трудно сказать, как относились египтяне ко всем этим предписаниям; вероятно, они находятся в связи с мифологией: из многих легенд о богах делали такие выводы, что в известные дни и периоды следует воздерживаться от различных действий.

Примерно VI в. до н.э. датируется папирус из Венской национальной библиотеки, посвящённый толкованию затмений. Приводящаяся в нём методика использовалась месопотамскими астрологами ещё во II тыс. до н.э. Согласно этой методике, 12 месяцев соответствуют 4 странам: 1-й месяц года - Криту, 2-й - Амору, 3-й - Египту, 4-й - Сирии, 5-й - вновь Криту, и так далее по кругу. В зависимости от того, в какой месяц произошло затмение, определяются судьбоносные последствия для соотвествующей страны. Единственное отличие этой египетской техники от вавилонского оригинала - в том, какие конкретно страны принимаются в рассмотрение.

Таким образом, сведений о достаточно развитых оригинальных методиках в Е.а. у нас нет. Согласно современным данным, самые ранние гороскопы в Египте (написанные демотическим письмом либо на греческом языке) были составлены лишь около начала н.э.

Почему же легенды о древности Е.а. получили распространение? Наиболее очевидное объяснение в том, что многие астрологи поздней античности считали, что аппелирование к древней цивилизации египтян придаст вес излагаемым концепциям, и потому возводили происхождение своих учений к астрологам Древнего Египта.

Т.о., расцвет астрологии в Египте впервые произошёл лишь в эпоху эллинизма, зато этот расцвет был поистине значительнейшим. На рубеже н.э. Египет (и прежде всего Александрия) стал крупнейшим центром астрологии и вообще эллинистической науки. Александрия Египетская, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, во время правления династии Птолемеев была пристанищем многих выдающихся учёных античного мира. В "царском квартале" Александрии находился знаменитый Мусейон (храм муз) с обсерваторией и огромной библиотекой. На протяжении пяти веков большинство астрологов работали в Александрии (см. Александрийская школа). Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген (помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и многие другие (см. Неоплатонизм). Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в Александрии (см. Гностицизм).

Ключевыми фигурами эллинистической астрологии являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в Египте. Они использовали в качестве псевдонимов имена фараона XXVI династии (VII - VI в. до н.э.) Нехепсона и верховного жреца Петосирида (IV в. до н.э.). В основе трудов Нехепсона-Петосирида лежит месопотамская астрология предзнаменований, греческая астрономия и физика, египетские знания о звёздах и эллинистическая философия.

Ряд важнейших астрологических сочинений рубежа н.э. связаны с именем Гермеса Трисмегиста, считавшегося основателем астрологии и алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения.

Среди египетских учёных эпохи эллинизма, значительно усовершенствовавших техническую сторону астрологических расчётов, следует выделить Гиппарха из Никеи (ок. 190 - 125 гг. до н.э.), называемого отцом научной астрономии, и Клавдия Птолемея (ок. 87-165).

Многие астрономические и астрологические тексты Е.а. эпохи эллинизма написаны по-гречески, но сохранились также и некоторые папирусы, написанные демотическим письмом. Стены и потолки птолемеевских храмов заполнены астрологическими символами и изображениями Небесных Сил: знаков Зодиака, деканов, созвездий и планет. Некоторые из этих изображений обнаруживают вавилонское влияние.

Египетские астрономы рубежа эр основывались на сидерическом делении эклиптики, которое почти совпадало с вавилонским делением. Линейные методы в астрономии оставались в Египте в употреблении даже во времена Адриана (117 - 138). Впоследствии они были вытеснены тригонометрическими методами.

О религиозно-мифологических концепциях Древнего Египта см. ст. Амон, Анубис, Апис, Апоп, Атон, Атум, Баст, Бену, Гор, Дуат, Исида, Ихет, Мневис, Монту, Мут, Неферхотеп, Нехбет, Нут, Осирис, Птах, Ра, Сах, Себек, Сет, Сехмет, Сокар, Сопдет, Сфинкс, Тему, Тефнут, Тот, Хатор, Хепри, Хонсу, Ях.

Подробнее о греко-египетских астрологах см. ст. Манефон, Аристарх Самосский, Гермес Трисмегист, Критодем, Нехепсон и Петосирид, Серапион, Тевкр, Птолемей, Ориген, Хораполлон, Павел Александрийский, Гефестион, Гелиодор, Олимпиодор, Реторий.