Еноха книга -

апокрифическая книга, приписывавшаяся Еноху.

Известны три её варианта: Е.к., дошедшая до нас в эфиопском переводе; отличная от неё "Книга Еноха праведного", дошедшая в славянском переводе; т.наз. 3-я Е.к., фрагменты еврейского и арамейского текстов которой были открыты только в 1950-х гг. в Кумране. Эти версии Е.к. восходят к периоду II в. до н.э. - III в. н.э. В этих книгах описывается водворение Еноха в запредельных покоях небесного двора, сообщение ему тайн устройства небес и божественно-ангельского управления космосом, наконец, дарование ему сана "мататрона" (собств. "метатрон" - "стоящий у престола"), т.е. дворецкого или визиря в царстве Яхве. Енох - человек, поставленный над ангелами, как домоправитель над слугами. Во время путешествия Еноха, взятого Богом на небо, ему открываются тайны прошлого и будущего, он "видит" предстоящий приход "сына человеческого", воскрешение мёртвых, наказание грешников в аду и воздаяние праведных в раю, восстание нечестивых ангелов против Бога и их наказание. Енох призван быть в отношении к истории "свидетелем Яхве" против грешных людей, а в своём качестве "великого писца" - небесным летописцем и как бы протоколистом, измеряющим правой мерой все дела человеческие.

Целый ряд символов, используемых в Е.к. (путешествие человека на небо; древо жизни, источники мёда и молока, которые видит Енох, в славянской версии - семь небес, которые он посещает; север как символ мира мёртвых и др.) имеют далеко идущие параллели в евразийских шаманистских традициях, в шумеро-аккадских образах и др. В то же время, Е.к., связывающая кумранскую литературу с новозаветной, свидетельствующая о преемственности кумранской эсхатологической традиции и последующей раннехристианской апокалиптике, обращена не столько к символике прошлого, сколько к будущему.