Юнг Карл Густав

(Jung)
(26.07.1875, 19:32, Кесвиль, близ Базеля - 6.06.1961, Кюснахт, Цюрих) -
швейцарский психолог и психиатр, серьёзно интересовавшийся астрологией, основатель аналитической психологии. В 1900-х гг. - сотрудник Э.Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из классических методов психологического исследования. В 1907-12 гг. - один из ближайших сотрудников З.Фрейда. Пересмотр Ю. основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др.) привёл к разрыву с Фрейдом.

В работе "Метаморфозы и символы либидо" (1912) Ю. исследовал спонтанное проявление мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим, в снах и бредовых фантазиях пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя - коллективного бессознательного. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т.д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Ю. отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от "Эго" ("Я") как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности (самореализации, индивидуации). Основная задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах динамическое равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов.

Ю. разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). Ю. оказал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора, а также на эстетику и литературно-художественную критику. В 1948 г. был создан Институт Ю. в Цюрихе, в 1958 г. - Международное общество аналитической психологии.

Изучение явления синхронности (synchronicity) психических восприятий разных людей и объективных процессов реальности подвело Ю. к принятию астрологии, которая объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным. С этой точки зрения объясним интерес Ю. к восточной, особенно китайской культуре. По мнению Ю., китайская наука, "образцовым произведением" которой является "И цзин", основана не на каузальном ("причинном") принципе, как западная наука, а на принципе "акаузальном", или "синхроническом": события ставятся не в причинно-следственную, а в соотносительно-временную связь между собой. Примеры "синхронизма" - одновременное появление идентичных мыслей, символов и состояний, необъяснимое каузально, а также астрология - "вершина всех психологических знаний древности": астрологические прогнозы основаны не на действиях светил, а на гипотетических качествах, связанных с определённым моментом, соотносимым с другими моментами времени. "Синхронический" принцип мышления - "чистейшее выражение китайского мышления вообще" - исчез из истории западной философии со времён Гераклита, отдалённым эхом прозвучав в построениях Лейбница. В триграммах и гексаграммах "Книги Перемен" Ю. усматривал универсальный набор архетипов. Ю. считал, что поиски системы причинно-следственных связей между влиянием звёзд и явлениями человеческой жизни напрасны. Однако глобальный, неделимый характер действительности подразумевает самую разную сеть соответствий, как бы ткань, составленную из аналогий между макрокосмом и микрокосмом, которые проявляются согласно принципу синхронности.

Ю. увидел архетипы в астрологических символах и мифах древних, которые послужили их источником. В письме к Андрэ Барбо (26.05.1954) Ю. писал: "Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: "планеты" - это боги, символы власти бессознательного". Ю. считал, что астрология необходима для правильной интерпретации мифологии.

Ю. широко использовал методы астрологии в своих исследованиях и консультациях, введя её в практику психоанализа. Он отмечал: "В случаях с затруднительными психологическими диагнозами я всегда прибегаю к помощи гороскопа и откровенно должен признаться, что очень часто астрологические данные мне приносят большое облегчение в работе. Без них мне многое невозможно было бы понять... Из множества моих собственных опытов у меня создалось мнение и даже твёрдое убеждение, что астрологией особенно должны заинтересоваться психологи, поскольку психологические опыты можно хорошо отражать на проекциях".

Ю. обогатил астрологию многими психологическими понятиями. Предсказал быстрое признание астрологии в XX в. и её возвращение на кафедры высших учебных заведений. В практической области показал, как с помощью психоанализа можно гармонично проявить напряжённые аспекты или неаспектированную планету в натальной карте. Анализом более 500 натальных карт Ю. подтвердил положение астрологии о том, что взаимное расположение Солнца и Луны в натальных картах партнёров влияет на степень удачности брака. Идеи Ю. получили развитие в работах многих астрологов, в т.ч. Д.Радьяра, Э.Хоуэлл, К.Хамакер-Зондаг, в школе Хуберов и др.