|
Юга
|
|
(др.-инд. yuga - "упряжка, пара, поколение") -
в индийской традиции: обозначение мирового периода.
В "Законах Ману" и "Махабхарате" "Год богов" считается равным 360 обыкновенным
годам. 12 000 таких "Лет богов", т.е. 4 320 000 обыкновенных лет образуют
Ю. богов. Позднейшие астрономы называли этот период Маха югой, т.е.
великой Ю. или "Великим годом".
Уже в ранних источниках эта Ю. подразделялась на четыре меньшие Ю.,
длительности которых находились в отношении 4:3:2:1. Каждой Ю. предшествует
период, названный в Пуранах "сандхья" - сумерками, или переходным периодом,
а за ней следует другой период такой же длины, называемый "сандхьянса"
- "часть сумерек". Каждый из них равняется десятой доле Ю. Считается, что
в течение всех четырёх Ю. происходит постепенное ухудшение всех вещей,
как это имеет место в золотом, серебряном, бронзовом и железном веках
Гесиода. Названия Ю. заимствованы из игры в кости - так назывались
стороны игральной косточки, соответственно содержащие 4, 3, 2 и 1 метки
и считавшиеся всё менее благоприятными. Учение о Ю. развёртывает эту символику
в дальнейших аналогиях: в смене Ю. закон (дхарма) постепенно теряет опору
- вначале он держится на четырёх стопах, затем - на трёх, на двух и, наконец,
на одной.
-
Крита-юга или Сатья-юга ("благой век"), когда люди наделены всевозможными
достоинствами, не знают горя и болезней; царит всеобщее равенство, все
поклоняются одному божеству и существует лишь одна веда. Она длится 4 000
"божественных" лет; сандхья - 400; сандхьянса - 400; итого - 4800 "божественных"
или 1 728 000 солнечных лет;
-
Трета-юга, когда справедливость постепенно уменьшается; появляются пороки,
но все строго соблюдают религиозные обязанности; получают распространение
всевозможные жертвоприношения. Она длится 3 000 "божественных" лет; сандхья
- 300; сандхьянса - 300; итого - 3600 "божественных" или 1 296 000 солнечных
лет;
-
Двапара-юга, когда в мире начинают преобладать зло и пороки; единая веда
делится на четыре части, и уже не все способны постичь и исполнять её;
людей поражают недуги. Она длится 2 000 "божественных" лет; сандхья - 200;
сандхьянса - 200; итого - 2400 "божественных" или 864 000 солнечных лет;
-
Кали-юга, когда добродетель приходит в упадок, жизнь людей становится коротка,
полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах; цари грабят подданных,
праведники бедствуют, а преступники процветают, женщины предаются распутству;
в человеческих взаимоотношениях царят ложь, злоба, алчность; веды - в полном
пренебрежении. Она длится 1 000 "божественных" лет; сандхья - 100; сандхьяна
- 100; итого - 1200 "божественных" или 432 000 солнечных лет.
Общая продолжительность четырёх Ю. - 12 000 "божественных" или 4 320 000
солнечных лет, составляет Маха югу. 2 000 таких Маха юг, или период в 8
640 млн. солнечных лет, составляет кальпу; последняя является "Днём"
и "Ночью", или двадцатью четырьмя часами, Брахмы. Кальпа делится на 14
манвантар, в каждой из них правит один из законоучителей - Ману.
В конце каждой кальпы на небе появляются 12 (по другой версии - 7) Солнц,
они дотла сжигают миры, которые возрождаются затем в новой кальпе. Жизнь
Брахмы длится сто "божественных" лет (Век Брахмы), т.е. 31104*10Е10
солнечных лет. По прошествии их уничтожаются не только миры, но и все существа,
включая самого Брахму, а затем, после 100 "божественных" лет хаоса, рождается
новый Брахма.
Согласно традиции, сейчас идёт шестое тысячелетие периода Кали-юги,
начавшейся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н.э., когда все планеты
находились в соединении в 0° Овна;
она входит в 28-ю Маха югу 7-й манвантары (которой правит Ману Вайвасвата,
почитающийся творцом "Законов Ману") нынешней кальпы - последняя называется
Вараха ("вепрь", т.к. Вишну воплотился в ней в этом виде) и является
первым днём 51-года жизни нынешнего Брахмы.
Е.Блаватская указывает, что
древние зороастрийцы имели такое же исчисление, и их "независимое время
длинного периода" (зервана дарегхо хвадата) длится 12 000 лет, и это 12
000 "божественных" лет Маха юги. Такие же взгляды на "Великий год" и непрерывную
повторяемость всех событий имеются и в учениях орфиков, пифагорейцев
и стоиков. Правда, при этом числа, приведенные для индийской
Ю., не согласуются с числами, встречающимися в греческих источниках.
Литература:
1. Блаватская Е. Теософский словарь.
2. Топоров В. Юга.// Мифы народов мира.
3. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
4. Лео А. Полный астрологический словарь.