Юга

(др.-инд. yuga - "упряжка, пара, поколение") -

в индийской традиции: обозначение мирового периода.

В "Законах Ману" и "Махабхарате" "Год богов" считается равным 360 обыкновенным годам. 12 000 таких "Лет богов", т.е. 4 320 000 обыкновенных лет образуют Ю. богов. Позднейшие астрономы называли этот период Маха югой, т.е. великой Ю. или "Великим годом".

Уже в ранних источниках эта Ю. подразделялась на четыре меньшие Ю., длительности которых находились в отношении 4:3:2:1. Каждой Ю. предшествует период, названный в Пуранах "сандхья" - сумерками, или переходным периодом, а за ней следует другой период такой же длины, называемый "сандхьянса" - "часть сумерек". Каждый из них равняется десятой доле Ю. Считается, что в течение всех четырёх Ю. происходит постепенное ухудшение всех вещей, как это имеет место в золотом, серебряном, бронзовом и железном веках Гесиода. Названия Ю. заимствованы из игры в кости - так назывались стороны игральной косточки, соответственно содержащие 4, 3, 2 и 1 метки и считавшиеся всё менее благоприятными. Учение о Ю. развёртывает эту символику в дальнейших аналогиях: в смене Ю. закон (дхарма) постепенно теряет опору - вначале он держится на четырёх стопах, затем - на трёх, на двух и, наконец, на одной.

  1. Крита-юга или Сатья-юга ("благой век"), когда люди наделены всевозможными достоинствами, не знают горя и болезней; царит всеобщее равенство, все поклоняются одному божеству и существует лишь одна веда. Она длится 4 000 "божественных" лет; сандхья - 400; сандхьянса - 400; итого - 4800 "божественных" или 1 728 000 солнечных лет;
  2. Трета-юга, когда справедливость постепенно уменьшается; появляются пороки, но все строго соблюдают религиозные обязанности; получают распространение всевозможные жертвоприношения. Она длится 3 000 "божественных" лет; сандхья - 300; сандхьянса - 300; итого - 3600 "божественных" или 1 296 000 солнечных лет;
  3. Двапара-юга, когда в мире начинают преобладать зло и пороки; единая веда делится на четыре части, и уже не все способны постичь и исполнять её; людей поражают недуги. Она длится 2 000 "божественных" лет; сандхья - 200; сандхьянса - 200; итого - 2400 "божественных" или 864 000 солнечных лет;
  4. Кали-юга, когда добродетель приходит в упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах; цари грабят подданных, праведники бедствуют, а преступники процветают, женщины предаются распутству; в человеческих взаимоотношениях царят ложь, злоба, алчность; веды - в полном пренебрежении. Она длится 1 000 "божественных" лет; сандхья - 100; сандхьяна - 100; итого - 1200 "божественных" или 432 000 солнечных лет.
Общая продолжительность четырёх Ю. - 12 000 "божественных" или 4 320 000 солнечных лет, составляет Маха югу. 2 000 таких Маха юг, или период в 8 640 млн. солнечных лет, составляет кальпу; последняя является "Днём" и "Ночью", или двадцатью четырьмя часами, Брахмы. Кальпа делится на 14 манвантар, в каждой из них правит один из законоучителей - Ману. В конце каждой кальпы на небе появляются 12 (по другой версии - 7) Солнц, они дотла сжигают миры, которые возрождаются затем в новой кальпе. Жизнь Брахмы длится сто "божественных" лет (Век Брахмы), т.е. 31104*10Е10 солнечных лет. По прошествии их уничтожаются не только миры, но и все существа, включая самого Брахму, а затем, после 100 "божественных" лет хаоса, рождается новый Брахма.

Согласно традиции, сейчас идёт шестое тысячелетие периода Кали-юги, начавшейся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н.э., когда все планеты находились в соединении в 0° Овна; она входит в 28-ю Маха югу 7-й манвантары (которой правит Ману Вайвасвата, почитающийся творцом "Законов Ману") нынешней кальпы - последняя называется Вараха ("вепрь", т.к. Вишну воплотился в ней в этом виде) и является первым днём 51-года жизни нынешнего Брахмы.

Е.Блаватская указывает, что древние зороастрийцы имели такое же исчисление, и их "независимое время длинного периода" (зервана дарегхо хвадата) длится 12 000 лет, и это 12 000 "божественных" лет Маха юги. Такие же взгляды на "Великий год" и непрерывную повторяемость всех событий имеются и в учениях орфиков, пифагорейцев и стоиков. Правда, при этом числа, приведенные для индийской Ю., не согласуются с числами, встречающимися в греческих источниках.