Кеплер Иоганн |
К. указал также на соответствие отношений между расстояниями планет и музыкальными тонами в диатонической гамме, не исключая перехода к хроматической гамме в случае доведения числа планет (включая Солнце и Луну) до двенадцати. Тем самым К. предвосхитил современное представление о квантованности планетных орбит, намеченное уже правилом Тициуса-Боде (см. Фаэтон (I)). Эта "музыка сфер", по К., должна быть слышима только Солнцу, дирижёру всего оркестра - Солнечной системы. В работе "Mysterium Cosmographicum" ("Космографическая тайна", 1596 г.) К. установил числовую связь между расстояниями планет от Солнца и размерами правильных вписанных в сферу многогранников. В настоящее время идея псевдокристалличности Солнечной системы уже серьёзно обсуждается теоретиками. Среди других наиболее известных работ К. - труд "Astronomia nova" ("Новая астрономия", 1609 г.).
К. придерживался редкой в то время среди астрологов точки зрения, что планетные влияния непосредственно не влияют на человека и не формируют его судьбу, они лишь соответствуют "вибрациям" (т.е. биоритмам) организма, включая душу. В стремлении поставить астрологию на надёжную расчётную базу, без которой невозможно сколько-нибудь глубокое прогнозирование, К. предпринял гигантский труд по вычислению эфемерид, опубликованных под названием "Tabulae Rudolphinae" ("Рудольфинские таблицы", 1627 г.). К. внёс большой вклад в разработку теории дуговых аспектов: он считал, что аспекты не следует ограничивать традиционно принятым набором аспектов (порождённых числами 2, 3, 4, 6, 12) и что аспекты, порождённые другими числами, также имеют определённое значение (см. Порождающие числа). Теория аспектов была использована К. в "Гармонии мира" при выводе третьего закона движения планет.
К. также занимался каббалой. Его другом был раввин Лев бен Бецалель, легендарный создатель Голема.
Мечтой К. было возрождение символической философской астрологии на пифагорейских традициях, очищение её от "звездословных суеверий", привнесённых зачастую малообразованными астрологами раннего Средневековья. Друзьям К. часто писал, что жаждет отделить зёрна от плевел. Вместе с тем, в серьёзных своих работах, например, в трактате "Третейский судья", он высказывает предостережение "некоторым теологам, медикам и философам... чтобы они справедливо отбрасывая преувеличения астрологов, не вылили бы вместе с грязной водой и ребёнка из купели". К "поточному" составлению гороскопов, к "придворной" астрологии относятся те высказывания К. в письмах друзьям, которые часто цитируют противники астрологии: "Астрология эта - такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своём безумии думают, что ею должен заниматься математик"; или: "Конечно, эта астрология - глупая дочка, но, боже мой, куда бы делась её мать, высокомудрая Астрономия, если бы у неё не было глупенькой дочки. Мир ведь гораздо глупее её, он настолько глуп, что для своей собственной пользы старая разумная мать - Астрономия через посредство глупостей дочери должна прибегать к преувеличениям и вранью".
Целью К. была перестройка астрологии на основе экспериментальных исследований, и к этому он неутомимо стремился всю жизнь, составляя гороскопы и прогностики и проверяя их соответствие действительности. Наиболее известным является факт составления К. гороскопа знаменитому полководцу Валленштейну (личным астрологом которого он был в 1628-1630 гг.) и правильного прогноза о смерти полководца, сделанного по этому гороскопу. Этот прогноз К. использован Шиллером в его драме "Смерть Валленштейна". Первые же астрологические прогнозы К., сделанные им в 1595 г., оказались очень удачными и принесли ему славу выдающегося астролога. Тем не менее, к современной ему предсказательной астрологии К. относился очень скептически. Наиболее слабым её местом он считал произвольности систем домификации.
В биографической литературе о К. часто встречается утверждение, что К., не веря в астрологию, порой был вынужден составлять гороскопы ради заработка. Однако эта точка зрения не объясняет того факта, что К. занимался серьёзными, сугубо астрологическими исследованиями, а также детально изучал собственный гороскоп, интерпретация которого, сделанная самим К. предположительно в ноябре-декабре 1597 г., дошла до наших дней и опубликована на русском языке (О себе.// Кеплер И. О шестиугольных снежинках. - М., Наука, 1982. - С. 170-187; фрагмент в журн. "Природа". - 1980. - N1. - С. 120-128). Эти записки являются бесценным документом, позволяющим реконструировать сложный и противоречивый характер К., сочетавшего твёрдость идейных убеждений с горьким юмором, помогавшим ему в борьбе с нуждой и несчастьями. Среди чисто астрологических работ К. следует упомянуть трактат "De Fundamentis Astrologiae Certioribus" (опубл. в Праге в конце 1601 г.), включающий предсказания погоды на каждый месяц 1602 г., а также последнюю из "Трёх книг о кометах" (1619), содержащую обсуждение астрологического влияния комет.
В честь К. названа малая планета 1134 Kepler.
См. также Гармония сфер, Вифлеемская звезда.