Календарь

(от лат. calendarium - "долговая книга": в римском лунном К. первое число каждого месяца называлось "календами" - Calendae, и в этот день происходили уплаты процентов по долгам) -

I. Система, позволяющая согласовать продолжительность средних солнечных суток с другими, более длительными периодическими явлениями (сменой времен года, фазами Луны и т.п.), и обычно применяемая для счёта длительных промежутков времени. Однако существуют К., которые не удалось сопоставить ни с одним из известных природных циклов (см. Цолькин). К. возник на заре становления цивилизации и генетически родственен астрологии. Уже в глубокой древности люди подметили, что промежутки времени, благоприятные для той или иной деятельности, повторяются с определённой периодичностью. Например, время, благоприятное для посева, повторяется приблизительно через 365 смен дня и ночи, а полнолуние, благоприятствующее ночной охоте, повторяется каждые 29-30 суток. Не менее важное значение имело точное определение моментов времени, наиболее благоприятных для совершения жертвоприношений богам, магических действий и т.п. Подобные функции К. схожи с функциями астрологии. Подтверждением этого является и то, что у некоторых народов астрология связана с К. не меньше, чем с положениями планет (см. Зороастрийский календарь, Китайская астрология), а иногда и вовсе основана только на календаре (см. Цолькин, Индейцев астрология). Основная проблема, с которой столкнулись уже древние создатели К., заключается в том, что ни продолжительность тропического года, ни продолжительность синодического месяца не равны целому числу суток. Более того, невозможно подобрать какое-либо целое число тропических лет (или синодических месяцев, в котором бы содержалось целое число суток). В древности эта проблема осложнялась ещё и тем, что не были точно известны продолжительность тропического года и синодического месяца.

К., в которых использовался тропический год (солнечные К.), составлялись прежде всего в сельскохозяйственных целях для определения сезонов полевых работ (см. Древнеегипетский календарь). Основной проблемой при разработке этих календарей была проблема високосов, которая позволила бы сделать К. насколько возможно точным. В настоящее время наиболее широкое распространение получил григорианский календарь с довольно удобной системой високосных годов. Погрешность в 1 сутки в нём накапливается примерно за 3300 лет. Солнечными К. являются также юлианский календарь и Хайяма календарь.

К., основанные на синодическом месяце (лунные К.), использовались обычно для культовых целей, так как были непригодны для определения сроков сельскохозяйственных работ (один и тот же месяц в разные годы приходился на различные времена года). Главным в разработке систем лунного было подобрать такое число целых лунных годов по 354 и 355 дней, чтобы продолжительность этого периода была наиболее близка к целому числу. Наиболее удачными соотношениями являются: 354.36706 x 8 = 2834.936 дней; 354.36706 х 30 = 10641.012 дней (354.36706 - продолжительность 12 лунных месяцев). Только эти равенства и получили применение во всех действующих лунных К. Первое из них называется турецким циклом, второе - арабским циклом. Они основаны на подходящих дробях 3/8 и 11/30 соответственно. Лунный К. использовался в Древнем Вавилоне (см. Древневавилонский календарь), Древнем Египте (см. Древнеегипетский календарь), Греции, Риме (до календарной реформы Юлия Цезаря; см. Юлианский календарь), а в странах ислама он в употреблении и по сей день. Использование лунного К., не позволяющего точно определить начало сезонов года, приводило к необходимости использовать календарные приметы, связанные с солнечным годом.

К., позволяющий согласовать тропический год, синодический месяц и средние солнечные сутки, называется лунно-солнечным. В таком К. должны соблюдаться два условия: необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев (12, но в метоновом цикле 7 раз на протяжении 19 лет - 13 месяцев) возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года, чем достигается приблизительное согласование смены лунных фаз с годичным движением Солнца. Лунно-солнечные К. очень громоздки, сегодня они используются в основном в странах Юго-Восточной Азии; см. также Древнекитайский календарь, Еврейский календарь.

Астрологические системы, базирущиеся на календарных расчётах, представляют собой один из наиболее ранних этапов развития астрологии. Если астрология предзнаменований тяготела к накоплению эмпирических наблюдений, то здесь, наоборот, рано проявилась тенденция к теоретическим обобщениям. После того, как были выделены основные календарные циклы (неделя, месяц, год и др.), фазам этих циклов были приписаны свои значения. Сложно разграничить, где кончается хрономантия и начинается астрология в таких популярных и по сей день системах, как планетарное управление днями недели и часами, цикл лунных дней и т.п. Представление о счастливых и несчастливых днях (гемералогия), восходящее к древнеегипетским верованиям, было широко распространено в античности и Средневековье под названием "египетские дни". Подобные системы хрономантии возникали и у многих других народов. Среди наиболее развитых систем календарной астрологии - циклический календарь народов Дальнего Востока (использующийся и по сей день), система цолькин древних майя, зороастрийский календарь, балийско-яванская система "вуку".

Таким образом, общим для двух древнейших видов астрологии было наличие неразрывной связи с гаданием. Различие состояло в том, что астрология предзнаменований требовала многочисленных и тщательных наблюдений за различными явлениями в природе (астрономическими, метеорологическими, сейсмическими и т.п.). Календарная же астрология нуждалась в гораздо меньшем количестве наблюдений, но в большем количестве расчётов.

См. Циклы календарные, Неделя, Декада, Месяц, Год; Хронология.



II. Книга или таблица, содержащая перечень месяцев и дней недели, сопровождаемых астрономическими или астрологическими сведениями, указаниями знаменательных дат, погодных примет и т.п. информации. На Руси К. называли "месяцеслов". Систематическое издание календарей в России начинается при Петре I. Из всех издававшихся в России наиболее известным и авторитетным был "Брюсов календарь". Все русские К. XVII и XVIII вв. непременно имели прогностические отделы. См. Альманах.

III. К. астрономический и К. астрологический - регулярно (обычно - ежегодно) издаваемые книги, содержащие эфемериды Солнца, Луны и планет, список астрономических явлений за описываемый период, аспектарий, а также статьи, посвященные памятным датам, небесным явлениям, приходящимся на этот год, и другую информацию. См. Планетные таблицы.