Кальпа

(санскр. kalpa - "порядок, закон") -

по индуистскому счислению, "день-и-ночь" Брахмы, или 24 000 "божественных" лет, соответствующих 8 640 млн. "человеческим" годам (1000 лет жизни людей приравнивается одному дню богов). Первую половину К. - 4 320 млн. "человеческих" лет, разделённых на тысячу маха юг (см. Юга) или манвантар, - составляет один "день Брахмы", который иногда называют просто К. В конце этой половины происходит уничтожение (пралайя) материального мира и сонма богов, а затем наступает "ночь Брахмы" - вторая половина К. По её завершении следует новое творение и начинается новая К. По той же мифологической хронологии, Брахма живёт 100 "собственных" лет. Когда эти 100 лет истекают, происходит великое уничтожение ( Маха Пралайя ): гибнут космос и главные боги, торжествует хаос. Однако спустя ещё столько же лет, сколько длилась жизнь Брахмы, хаос постепенно упорядочивается, рождается новый Брахма и начинается новый цикл кальп. Считается, что нынешний Брахма находится на 51-м году своей жизни.

В широком смысле К. понимается как цикл времени вообще.

В буддизме считается, что существование одного мира продолжается в течение одной махакальпы, которая разделяется на четыре неисчислимые К. (асанкхьея кальпа), каждая из них приравнивается к миллионам лет. Махакальпы бывают двоякими: "буддакальпы", когда в мире появляются будды, и "пустые кальпы" ("шуньякальпы"), когда в мире не появляется ни одного будды. Современная К. является буддакальпой и считается чрезвычайно счастливой, т.к. в течение всей К. должна появиться тысяча будд.

У народов, воспринявших буддизм, который сохранил индуистское представление о К., понятие К. частично модифицируется. В мифологии монгольских народов К. (монг. галав, бурят. галаб, калм. hалв) - вселенная в её временном измерении. Выражение "Кальпа-мир" (монг. галав дэлхий, бурят. галаб дэлхэй) в зачинах эпических поэм означает изначальное состояние вселенной.

К. осмысливается как хаос (включая первичный хаос, который в осложнённом буддийскими мотивами космогоническом мифе густеет от ветра, высушивается огнём, смачивается дождём и превращается в землю). Светопреставление определяется как "перетекание К.", "обращение К.". Таким образом, понятие К. приобретает в какой-то мере эсхатологическое значение - катаклизм, катастрофа, стихия - всемирный потоп ("водная К.), мировой пожар ("огненная К.), всеобщая гибель ("мясная К.").