Николай Кузанский

(лат. Nicolaus Cusanus), Николай Кребс (Krebs)
(1401, Куза на Мозеле, близ Трира, ныне в Германии - 11.08. 1464, Тоди, Умбрия, Италия) -

многосторонне образованный мыслитель раннего Возрождения, воспринявший наследие антично-средневековой метафизики и предвосхитивший главные черты философии Нового времени. Н.К. серьёзно изучал астрологию, в частности, в 1420-х гг. в Падуе он посещал лекции по астрологии Просдочимо Бельдоманди. Н.К. сделал блистательную карьеру в церкви, стал епископом Бриксенским (Тироль), кардиналом и "легатом по всей Германии" (с 1450 г.), генеральным викарием в Риме при папе Пие II (1458 - 1464). На Базельском соборе (с 1432 г.) представил историософско-политический трактат "О католическом согласии", проект замены юлианского календаря. Н.К. стремился к упорядочению социального и церковного организма вокруг единого духовного центра, строил планы объединения религий во всеобъемлющем католичестве.

Н.К. пытался реформировать схоластику, приведя её в соответствие с новыми знаниями о мире. В философии был представителем неоплатонического идеализма со склонностью к мистицизму. Учению Н.К. свойствен сильный диалектический элемент. Н.К. считал, что в осознании непознаваемости высшей истины "свёрнутым" образом содержится знание о ней, в непознанном сказывается изначально известное, отдельное свидетельствует о предсуществовании целого, разнообразие говорит о лежащем в его основе единстве. Н.К. учил: "Соединяй видимые противоположности в предшествующем им единстве". Созданная им картина мира содержит синтез античных идей, схоластики, мистики и гуманистического естествознания; в ней нашли отражение научно-математические штудии Н.К. (интегральное исчисление, теория вращения Земли), его интересы в других областях (реформа календаря, методология науки). Семь математических трактатов посвящены квадратуре круга, проблеме бесконечности, уточнению числа "пи".

Н.К. виртуозно применяет геометрические и арифметические величины для иллюстрации философских понятий (напр.: 10 - разум, 100 - душа, 1000 - тело; 7 - символ биологического размножения, и т.д.). Н.К. намечает грандиозную программу табличной характеристики всех вещей и процессов.

Отношение Н.К. к астрологии наиболее чётко сформулировано в его работе "Conjecturis". В ней он включает Землю во всеобъемлющую сеть космических энергий. Индивидуум у Н.К. оказывается входящим в космическое целое, но имеющим определённую автономность: "Каждое существо во Вселенной наслаждается своей уникальностью, которую он не делит ни с кем иным". В этом пункте становится заметным, что индивидуальная астрология в эпоху Возрождения акцентируется всё больше и больше, в то время как "всеобщая" астрология отступает на задний план.

Под большим влиянием воззрений Н.К. находились Джордано Бруно и Лейбниц.