Нанна,

Наннар (шумер. NANNAR), Зуэн (староаккад. - "владыка знания"), Син (аккад. Sin), Суин (староассирийск.) -

в шумеро-аккадской мифологии: лунное божество, "тот, чей подъём - сияние" (шумер. Ашимбабар, аккад. Нарамсит, второе имя бога). Впервые встречается уже в архаических текстах из Урука. Имя Син часто пишется клинописным знаком, обозначающим число 30 (приблизительно равное числу суток в одном синодическом месяце). Н. считался ответственным за чередование месяцев. Главное место культа лунного бога - святилище Экишнугаль в Уре, чьим божеством-покровителем являлся Н., второй важный культовый центр - в Каррах (греч. Karrai, др.-евр. Haran, ныне Харан), на северо-западе Месопотамии.

Н. - первенец Энлиля и Нинлиль, рождённый ею в подземном мире; получает возможность вознестись на небеса после того, как Энлиль зачинает трёх богов подземного мира, которые и остаются под землёй заменой Н., Нинлиль и самого Энлиля. Супруга Н. - Нингаль, дети - солнечный бог Уту (аккад. Шамаш) и планета Венера (Инанна, Иштар).

При большой распространённости культа Луны в Двуречье всегда подчёркивается подчинённое положение бога Луны по отношению к его отцу Энлилю.

Видимо, очень рано сложилось представление о "барке Наннара", в которой тот путешествует ночью по небу, а днём - по подземному царству. С Н. ассоциируется (также с ранних времён) бык, рога которого образуют полумесяц; один из наиболее распространённых эпитетов Н. - "бык с лазуритовой бородой". Как специфически астральное божество Н. выступает в мифе о лунном затмении, где говорится: "Когда семёрка (злых демонов) окружит Месяц (Сина), он померкнет". Вместе с сыном Уту (Шамашем) Н. - владыка оракулов и предрешений. Видимо, от сына на Н. дополнительно переходит титул "судьи богов". Знак Н. - полумесяц (на цилиндрических печатях и кудурру).

Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ Н. отражает астрологические свойства Луна в Рыбах.

См. Вавилонская астрология, Лунарные мифы.