Неделя -

более мелкая, чем месяц, единица счёта времени. Существовали Н. пяти-, шести-, десяти-, тринадцати-, двадцатидневные, но чаще всего Н. равнялась семи дням, как в современном григорианском календаре. Семидневная неделя утвердилась отчасти из-за связи с продолжительностью фаз Луны, а отчасти - по количеству известных в древности планет (см. Септенер). Керлот указывает, что схема Н. соотносится со схемой 7 направлений пространства: с каждым из трёх измерений ассоциируется по два дня, тогда как центр соответствует дню отдыха. Н. происходит, как считают большинство исследователей, из Вавилона. В греческих государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день которой считался рыночным днём. Современная Н., в которой (в отличие от древневавилонской) счёт дней недели не зависит от начала года, восходит к иудеям, у которых эту систему заимствовали христиане. В 321 г. н.э. римский император Константин Великий закрепил такую форму Н. законодательно, и воскресенье стало государственным праздником. К еврейской Н. восходят обозначения дней Н. по их номерам, которое через посредство греческой православной церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую эпоху дали дням Н. названия по планетам септенера. Названия дней Н. в современных языках Западной Европы происходят из этой астрологической, связывающей каждый день с каким-либо светилом Н. С III в. н.э. эти названия широко распространились. Несмотря на упорную борьбу христианской церкви с традицией называния дней Н. по именам языческих богов, эта традиция в романских языках сохранилась до сих пор. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. Воскресенье (лат. dies Solis) - первый день Н., ещё в дохристианскую эпоху названный по имени Солнца, - в императорское время отождествлялся с персидским солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как "день Господень" (лат. dies dominicus), т.е. день Воскресения Иисуса Христа, откуда происходит современное русское название.

Английское название вторника восходит к имени древнегерманского бога войны Тиу (Tziu), соответствующего Марсу, а немецкое - к эпитету этого бога Тингс (Thingsus). Английское название среды дано в честь германского бога Водана (Wodan), соответствующего римскому Меркурию. Немецкое название четверга дано в честь германского Донара (Donar), английское - в честь скандинавского Тора (Torr), являвшихся, так же как и Юпитер, богами-громовержцами. Название пятницы в английском и немецком языках восходит к имени германской богини Фрейи (Freya), функции которой были сходны с функциями римской богини Венеры. Интересно, что у народа ашанти (Западная Африка) священным днём (днём происхождения и почитания) богини Асасе Афуа (символом которой являлась восьмилучевая планета Венера) выступает именно пятница.

В ряде стран Азии, где в число основных планет также включаются Лунные Узлы, используются особые модификации Н. К примеру, в бирманской неделе восемь дней, т.к. среда разделена на два дня: первая половина среды принадлежит Кате, главному божеству всех планет, представляющему собой невидимую планету (ср. Кету).

См.: Звезда Магов.