|
Неделя -
|
|
более мелкая, чем месяц, единица счёта
времени. Существовали Н. пяти-, шести-, десяти-, тринадцати-, двадцатидневные,
но чаще всего Н. равнялась семи дням, как в современном григорианском
календаре. Семидневная неделя утвердилась отчасти из-за связи с
продолжительностью фаз Луны, а отчасти
- по количеству известных в древности планет (см. Септенер).
Керлот указывает, что схема Н. соотносится со схемой 7 направлений пространства:
с каждым из трёх измерений ассоциируется по два дня, тогда как центр соответствует
дню отдыха. Н. происходит, как считают большинство исследователей, из Вавилона.
В греческих государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались
девятидневной Н., каждый девятый день которой считался рыночным днём. Современная
Н., в которой (в отличие от древневавилонской) счёт дней недели не зависит
от начала года, восходит к иудеям, у которых эту систему заимствовали христиане.
В 321 г. н.э. римский император Константин Великий закрепил такую форму
Н. законодательно, и воскресенье стало государственным праздником. К еврейской
Н. восходят обозначения дней Н. по их номерам, которое через посредство
греческой православной церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую
эпоху дали дням Н. названия по планетам септенера.
Названия дней Н. в современных языках Западной Европы происходят из этой
астрологической, связывающей каждый день с каким-либо светилом Н. С III
в. н.э. эти названия широко распространились. Несмотря на упорную борьбу
христианской церкви с традицией называния дней Н. по именам языческих богов,
эта традиция в романских языках сохранилась до сих пор. В германских языках
имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. Воскресенье
(лат. dies Solis) - первый день Н., ещё в дохристианскую эпоху названный
по имени Солнца, - в императорское время
отождествлялся с персидским солнечным богом Митрой; первые христиане
отмечали этот день как "день Господень" (лат. dies dominicus), т.е. день
Воскресения Иисуса Христа, откуда происходит современное русское
название.
Английское название вторника восходит к имени древнегерманского бога
войны Тиу (Tziu), соответствующего Марсу, а
немецкое - к эпитету этого бога Тингс (Thingsus). Английское название среды
дано в честь германского бога Водана (Wodan), соответствующего римскому
Меркурию. Немецкое название четверга дано
в честь германского Донара (Donar), английское - в честь скандинавского
Тора (Torr), являвшихся, так же как и Юпитер,
богами-громовержцами. Название пятницы в английском и немецком языках восходит
к имени германской богини Фрейи (Freya),
функции которой были сходны с функциями римской богини Венеры.
Интересно, что у народа ашанти (Западная Африка) священным днём (днём происхождения
и почитания) богини Асасе Афуа (символом которой являлась восьмилучевая
планета Венера) выступает именно пятница.
В ряде стран Азии, где в число основных планет также включаются Лунные
Узлы, используются особые модификации Н. К примеру, в бирманской
неделе восемь дней, т.к. среда разделена на два дня: первая половина среды
принадлежит Кате, главному божеству всех планет, представляющему
собой невидимую планету (ср. Кету).
См.: Звезда Магов.
Рекомендуемая л итература:
-
Розенфельд Б.А. Планеты и дни недели.// Историко-астрономические исследования.
Вып. XXII. - М.: Наука, 1990.
Литература:
1. Мифы народов мира.
2. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь.
3. Словарь античности.
4. Куликов С. Нить времён.
5. Becker U. Lexicon der Astrologie.
6. Керлот Х.Э. Словарь символов.