Неоплатонизм -

религиозно-философское направление, возникшее в III в. н.э. и сохранившее влияние до XVIII в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключительный период античной философии. Основу его составило учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагореизма. Основателем Н. обычно считают Плотина или его учителя Аммония. Н. содействовал общему процессу ремифологизации, захватившему римскую философию, направляя его в русло объективного идеализма. На начальной стадии Н. резко противопоставлял себя христианству и, в меньшей степени, - гностицизму. Различаются три основных направления позднеантичного Н.: 1. Направление, восходящее к Плотину, - трансцендентально-идеалистическое, с иерархизированной, в основе дуалистической картиной мира, в которой материи отводится низшее место. Культивирует мистическую практику. 2. Линия, идущая от Прокла. Для неё характерно тяготение к пантеизму, склонность к конкретно-научным рассуждениям. 3. Александрийский Н., генетически связанный с "прокловой" линией. Оформился в сочинениях Аммония Гермея (кон. V - нач. VI в., пытавшегося синтезировать учения Платона и Аристотеля в единое целое, открывшего Н. для естественнонаучных и логических спекуляций и приблизившего его к христианству. В патристике благодаря Августину и Псевдо-Дионисию Ареопагиту произошло частичное слияние христианской теологии с Н. Характерные черты Н.: трансцендентное восприятие бога как высшего существа, не сводимого ни к чему земному; отождествление мышления и существования как эманаций "Единого"; из "Единого" в порядке нисхождения следовали бытие-ум (нус) с идеями в нём, душа, обращённая к уму и к чувственному космосу, вечному во времени в своём бытии; одухотворение всего психического; отождествление познания Бога с самопознанием; высокая оценка человеческой индивидуальности; представление о красоте и гармонии как о выражении божественного в происхождении мира. С.С.Аверинцев замечает: "Высший образец для человеческого духа неоплатоники видели в круговращении небесных светил, равномерно бегущих по одной и той же орбите и таким образом вносящих в самоё движение момент неподвижности, в самоё время (измеряемое их бегом) - момент вечности. Звёзды "подражают" уму, неизменно мыслящему самого себя, а человеческий ум должен "подражать" звёздам. Космос поставлен принципиально выше человека, астрономия - выше истории, музыкально-математическая размеренность - выше свободного выбора". Таким образом, неоплатоники не только признавали за астрологией право на существование, но и сами занимались ею: как основатель Н. Плотин, так и его ученик Порфирий; вопросы астрологии активно разрабатывали представители сирийской школы Н. во главе с Ямвлихом (см. Юлиан); большое внимание уделяли изучению астрологии неоплатоники в Афинах (Прокл, Марин, др.).

Влияние Н. обнаруживается у арабских мыслителей (особенно у ар-Рази и аль-Фараби), в интеллектуализме Фомы Аквинского, в средневековой мистике, среди гуманистов (Фичино, Пико делла Мирандола, Бруно), в учении И.Кеплера о гармонии мира.