Общественная жизнь и астрология.

Астрология играет достаточно противоречивую роль в социальной жизни. Эта роль может существенно меняться в зависимости от реалий конкретной эпохи.

В тех странах, где господствующая религия тесно связана с астрологией (напр., в Древнем Иране, Индии, Китае, у индейцев Месоамерики), "наука о звёздах" играет роль поддержания традиционных устоев, освящая порядок земных событий его связью с Небесным порядком. В подобных обществах астрологами обычно являются специально обученные жрецы или государственные чиновники, стоящие на социальной лестнице достаточно высоко. В их ведении оказывается не только установление гражданского календаря, основные направления внешней и внутренней политики, но зачастую и регламентация жизни конкретных людей. Астрологи определяют обстоятельства вступления нового человека в социум, контролируют совершение религиозных обрядов, дают благословение на вступление в брак и т.д.

В тех обществах, где астрология не связана с религиозными и государственными традициями, функции астрологов более разнообразны. К примеру, в Древнем Риме, Византии и в позднесредневековой Западной Европе, где астрология была очень популярна, но не связывалась с религией, социальные роли астролога и его клиентов могли быть очень разными. Астрологами могли быть учёные, образованные дворяне, люди искусства и даже правители, поэтому астрология неоднократно оказывала влияние на политическую жизнь целых стран. Вместе с тем, были и бродячие астрологи, и уличные шарлатаны, мало сведущие в "науке о звёздах", но выдававшие себя за знатоков. В позднем средневековье (вплоть до XVII в.) астрология преподавалась в университетах и была в основном прерогативой учёных. В XVII - нач. XX вв. в западном мире астрологией занимались в основном различные гадатели и мистически настроенные любители. В современную эпоху среди астрологов вновь появилось большое количество людей с высшим образованием, ищущих новые пути психологов, историков, врачей и т.д. Таким образом, в разные исторические периоды астрологией занимались люди, занимающие самые разные социальные ниши. Клиентура астрологов также охватывала представителей практически всех профессий и слоёв населения. В этом плане показателен сохранившийся до наших дней реестр клиентов знаменитого английского астролога XVII в. Лилли: основной контингент составляли клерки, купцы, ремесленники, дворяне и моряки.

Популярность астрологии в обществе - величина непостоянная. Однако вопрос о причинах изменения её популярности не так прост. К астрологам во все времена обращались с вопросами о длительности жизни, богатстве и наследстве, об отношениях между членами семьи, об успехе, детях, болезнях, потере денег, преследовании со стороны властей, браке, старости, позорной смерти, отношениях с друзьями, славе, отличиях, благих надеждах, страданиях, опасностях, различного рода бедах. Людей все эти проблемы не перестают интересовать никогда. Почему же тогда популярность астрологии изменяется с годами?

Пики популярности астрологии часто связывают с периодами социальной и политической нестабильности, когда люди не уверены в своём будущем. Однако социально-психологические причины здесь не единственные и, видимо, не главные. Представляется, что во многом место астрологии в жизни общества определяется её взаимодействием с такими сферами человеческой культуры, как религия, наука и политика.

Как было показано выше, религиозные и политические установки на приятие или неприятие астрологии очень сильно влияют на распространение этого учения. К примеру, астрология в нашей стране была, по всей видимости, достаточно популярна в языческой Руси, когда астрологические представления входили неотъемлемой частью в религиозную систему. С принятием христианства астрология практически ушла "со сцены" отечественной истории. Однако в XVI - XVII вв. наблюдалось некоторое оживление интереса к "науке о звёздах", поскольку она стала определённым фактором придворной жизни и не слишком сурово преследовалась церковью. Эпоха политической нестабильности в начале нашего века стала периодом максимальной популярности астрологии в царской России. В советский период отечественной истории астрология была запрещённым учением, а с установлением демократической политики и религиозного плюрализма астрология пережила новый всплеск. Таким образом, религиозная и государственная политика являются основными факторами изменения популярности астрологии. Иногда также действует принцип "от противного": невозможность получить ответ от религии в том, что касается близкого будущего, а также отсутствие крепкой политической власти обуславливают успех астрологии (в частности, в Византии во времена Македонской династии и Комнинов).

Позиция науки также весьма важна, поскольку астрология на протяжении столетий существовала в научном русле и базируется на астрономико-математических расчётах. Так, в Западной Европе ранее средневековье было периодом непопулярности астрологии, поскольку астрономия и математика были в упадке и не могли обеспечить должный технический базис для астрологии. Но как только уровень научных знаний позволил сделать расчёт гороскопов достаточно лёгкой процедурой, популярность астрологии быстро стала реалиями европейского общества. Перемены наступили со сменой научной парадигмы - астрологии было отказано в научности, и в Новое время она стала считаться суеверием и пережитком. Но XX в. ознаменовал кризис господствующей научной парадигмы, и одним из следствий стала новая вспышка интереса к астрологии.

Следует понимать, что все эти рассуждения справедливы, лишь когда мы говорим о западном мире. На Востоке астрология никогда не переставала быть популярной, и её функции в восточном обществе отличаются стабильностью на протяжении тысячелетий.

Очень интересен тот факт, что периоды наибольшей популярности астрологии в Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы часто совпадали с гонениями на астрологов. Причины этих гонений были очень разнообразными, но очень редко они были связаны с убеждённостью правителей в ложности астрологических учений. Во-первых, эти гонения часто были направлены против уличных шарлатанов, тогда как многие учёные и сановники продолжали интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось. Во-вторых, ряд гонений (прежде всего, в Римской империи) был связан с тем, что правители чрезмерно верили в астрологию и боялись, что практически любой желающий может узнать судьбу правящих лиц и использовать это знание в корыстных целях, например, для подготовки переворота. К примеру, император Тиберий, который, по свидетельству Светония, "был привержен к астрологии и твёрдо верил, что всё решает судьба", запретил обращаться к гадателям тайно и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима (кроме своего личного астролога). В-третьих, антиастрологические указы в странах, где государственной религией было христианство, вызывались тем, что занятие астрологией считалось противоречащим учению церкви и связывалось с языческими культами. Светоний приводит ещё одну причину гонений на астрологов в рассказе об императоре Вителлии. Этот император имел "жуткий гороскоп" и поэтому, не желая смиряться с предсказанными ему бедствиями, "злобствовал против астрологов".

Соединение планет наблюдают 12 астрологов-язычников, включая Вергилия, Аристотеля, Сенеку.Следует заметить, что неблагоприятные предсказания неоднократно становились причиной репрессий астрологов. Наиболее показательны случаи эсхатологических "пророчеств", которые усиливали волнения в народных массах и порой становились причиной всенародной паники. Например, в годы "парадов планет" (1186, 1524) и появления наиболее ярких комет многие астрологи предсказывали всемирный потоп, Второе пришествие и т.п., что становилось причиной последующих гонений на астрологов. Интересно отметить и противоположный случай: древнее свидетельство китайских хроник (XXII в. до н.э.) о казни астрологов, не предсказавших солнечное затмение, которое вызвало панику в народе. Однако не только глобальные предсказания, но и индивидуальные прогнозы могли стать причиной репрессий со стороны правителей, которые попросту мстили астрологам, услышав не то, что им хотелось (ряд подобных случаев описан у Я.Буркхардта). С этой точки зрения показательна история с гороскопом Эдуарда VI (1547 - 1553), английского короля. По просьбе Джона Чеки, наставника 15-летнего короля, знаменитый учёный-энциклопедист Джироламо Кардано составил гороскоп слабого здоровьем монарха и предсказал ему блестящую карьеру, долгую и счастливую жизнь, период тяжёлых болезней лишь в возрасте 55 лет 3 месяцев и 17 дней. Эдуард VI умер через 9 месяцев после составления гороскопа. Сам Кардано впоследствии утверждал, что он прекрасно знал о скорой смерти короля, но был научен горькой судьбой других астрологов и знал, что предсказывать смерть правителям небезопасно.