Оккультизм

(от лат. occultus - "тайный, сокровенный") -

общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую подготовку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, переживанием смерти и "нового рождения", усматривается в достижении "высшей ступени" сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т.наз. тайным знаниям - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в XVIII в.), позднее отошли в сферу науки. Однако большая часть т.наз. оккультных явлений отвергается наукой как не находящая себе места в современной научной картине мира.

Впервые в самостоятельную сферу, не связанную какой-либо религиозной системой О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистического религиозного синкретизма. В I-IV вв. в Александрии создаётся обширная оккультная литература, наз. герметической (см. Герметизм). Тогда же кодифицируются "герметические науки" (алхимия и астрология) и появляется теоретическое сочинение О. - "Изумрудная скрижаль", формулирующая учение о "соответствиях", всеобщих таинственных связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир (см. Макрокосм и микрокосм).

С утверждением христианства как господствующей религии О., подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических учениях. В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению средневековой картины мира, преодолению умозрительной схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Предельного развития О. достиг у Агриппы Неттесгеймского, который в сочинении "Оккультная философия" (1533 г.) стремился к синтезу различных оккультно-магических учений и к превращению магии в "естественную" науку, изучающую тайные силы ("симпатии" и "антипатии"), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и "узел Вселенной", средоточие материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, таким образом, как средства овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в XVII в. (ср. переход от О. к "естественному" знанию в итальянской натурфилософии Возрождения - у Дж.Кардано, Б.Телезио и др.).

Развитие естественных наук в XVII в. подорвало веру в О. и "герметические науки". В то же время получают распространение светские оккультные общества. Крупнейшие из них - розенкрейцеры, у которых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи "обновления" Земли и "всеобщей реформы", выраженные на языке алхимического учения о преобразовании природы и человека), а "оккультный мистицизм" - с естественнонаучным рационализмом. Связь социальной утопии с эзотерической традицией О. прослеживается в "Городе Солнца" Кампанеллы и "Новой Атлантиде" Ф.Бэкона. Оккультно-космологическая система Р.Флудда, главы английских розенкрейцеров, легла позднее в основу шотландского масонства.

С конца XIX в., в условиях кризиса традиционных религий, начались попытки создания некой новой, универсальной религии на основе объединения оккультных и религиозно-философских учений самых разных времён и народов (теософия, антропософия и др.). С середины XX в. для Западной Европы и США (а с конца 1980-х - и для Восточной Европы) стало характерным распространение массового коммерческого "О." (астрологии, оккультной медицины, мантики). Среди причин этого явления - растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, широко распространённое разочарование в традиционных общественных ценностях. Т.о., современная астрология не является оккультной в строгом понимании, т.к. её изучение не требует тайных инициаций, однако она оккультна в том смысле, что она имеет дело со "скрытыми" силами в природе и человеке.