Огонь -

одна из основных стихий мироздания (см. Элементы), наряду с Водой, Воздухом и Землёй.

Мифы о происхождении О. - в числе наиболее распространённых, особенно у отсталых народов, для которых добывание и использование О. - самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения О.: некое существо, выполняющее функцию культурного героя, похищает его у другого существа и передаёт людям. Во всех мифах о происхождении О. - от Австралии до Америки - главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу. Перед нами яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации, прямо ей противоположной, существовавшей "некогда". Если в реальной действительности обладание О. - один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда О. владели животные, а люди его не имели. В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание О. приписано женщинам, мужчины же получили его позже (у всех древних народов хранительница домашнего О. - обычно женщина).

В сложных мифологических системах классовых обществ О. мифологизируется и олицетворяется, становится объектом чисто религиозного отношения; окружающие же его персонажи - это просто люди, поклоняющиеся О. Так, в ведийской мифологии Агни ("огонь") - один из великих богов. В зороастрийской религии О. выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, Арты. Очень характерно олицетворение О. у народов севера - в виде женского образа "матери О.", "хозяйки очага" и т.п. (у якутов и бурят - в мужском образе "хозяина О."). Это не вообще О., а каждый раз "свой", домашний, семейный очаг, который нельзя смешивать с О. чужой семьи. Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый О. и О. домашнего очага как богиню Весту, греческая - как Гестию. Но в греческой мифологии было и другое олицетворение О. - культурного, ремесленного: бог-кузнец Гефест (в италийской мифологии - Вулкан). В то же время в греческой мифологии вновь оживает глубоко архаичный мотив похищения О., но здесь этот мотив радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом богоборческой: боги ревниво берегут О. для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей - Прометей - похищает для них О. с Олимпа.

Теоретическая литература о мифологии О. бедна. Сторонники старой (XIX в.) мифологической школы считали мифы об О. отражением небесных явлений, полагая, что в них речь идёт не о земном, а именно о небесном О. (молния и пр.). Правда, по мнению этих авторов, само мифологическое мышление древних вырастало из их образа жизни. Но в подавляющем большинстве мифов, особенно ранних, нет смешения земного и небесного О. - последний тоже рисуется вполне реальным. Большое количество мифов разных народов об О. собрал английский учёный Дж.Фрэзер, пришедший к выводу, что в этих мифах как бы воспроизведены три исторические ступени: когда люди совсем не знали О., когда они научились им пользоваться и когда научились его добывать. Олицетворение О. и культ его, несомненно, вырастали из разных корней: О. как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; О. как очищающая целительная сила; О. как грозная и опасная стихия; домашний очаг - символ и покровитель семьи.

В традиционной западной астрологии О. - элемент, обладающий качествами тепла и сухости и связанный с зодиакальными знаками Овна, Льва и Стрельца. Ключевые слова: яркий, спонтанный, устремлённый, неуправляемый, импульсивный, авантюрный, горячий, активный, экспансивный, волевой, нацеленный на новое, агрессивный, деятельный, напористый, властный, творческий, азартный. Доминанты - Солнце и Плутон.

В китайской астрологии О. - одна из пяти стихий (у син). О. связывается с планетой Марс, югом, летом (6 апреля - 17 июня по григорианскому календарю), красным цветом, горьким вкусом и резким, жгучим запахом, числом 7, земными "ветвями" змеи (сы) и лошади (у), 3-м и 4-м небесными "стволами" (бин, дин; в т.ч. соотносится с годами, оканчивающимися на 6 и 7), с ци (энергиями) тепла и огня, в организме человека - с сердцем, тремя обогревателями и тонкой кишкой. В цикле пяти стихий О. символизирует максимальную активность. О. связан с радостью, кровообращением и языком.

Старинные китайские источники гласят: когда правит стихия О., а император действует поспешно и необдуманно, начнутся эпидемии и засуха, звёзды начнут падать, а народ страдать.

О. связан с южной ци (энергией) жары, "двигающей" сезон лета. Действие этой ци ощущается с 22 июня по 4 сентября. Родившиеся под влиянием О. очень умны и духовны. Для них важно быть дальновидными, создавать новые технические усовершенствования, новые общественные строи, новое божественное сознание, нести гармонию чувств. Их большой жизненной задачей является быть сильными и хитрить, жить с уверенностью в себе, походя на солнце, излучая жизненную силу, уметь вовремя возгораться от божественного источника и заряжаться всё время новой энергией, светом космической чистоты. Подробнее см. У син.