Орёл - |
Если архетипические мифы о похищении огня обычно связаны с птицей, иногда - с О., то вместе с тем в них можно обнаружить и символику полярно противопоставленной огню стихии - воды. О. оказывается связанным и с мифом о добывании пресной воды. Так, у тлинкитов О. предстаёт хозяином колодца с пресной водой; в ведийском гимне О. приносит священный напиток сому с неба для бога Индры; лат. слово aquilla - "О." - происходит от aqua - "вода". У древних греков О., помимо всего прочего, отождествлялся с источником плодородия. Связь О. с водой определяется его ролью связующего начала между разными мирами (как и в другом распространённом мифологическом сюжете - о разорителе гнезда О.) и разными поколениями богов, в частности, как посланца богов, способного быстро покрывать большие расстояния, разделяющие эти миры. Эта близость к миру богов определяет функцию О. как предсказателя. Согласно римскому мифу, О. предсказал Тарквинию царский престол и стал с тех пор одним из первых символом республики. У авгуров О. означал хорошее предзнаменование.
В библейской метафорике О. служит воплощением божественной любви, силы и мощи, божественного вдохновения, юности и бодрости духа, но также и гордыни. Благодаря легендам из "Физиолога" (стареющий О. взлетает к Солнцу и, окунувшись там в волшебный источник, обретает молодость и здоровье) О. служит в средние века символом крещения, а также воскресения; углублению религиозно-дидактического смысла О. как знака возвышенно-пламенной религиозной любви способствуют также легенды об О., имеющем обычай возносить своих птенцов к Солнцу, а также о сверхъествественной стойкости зрения этой птицы (которая якобы может созерцать дневное светило без ущерба для глаз). О. является символом евангелиста Иоанна и одним из четырёх апокалиптических зверей. Карл Великий включил О. в средневековую геральдику, т.к. О. приписывали такие качества как отвага, щедрость, стойкость и способность омолаживания. В светской эмблематике О. стал атрибутом правосудия, зрения (в аллегории пяти чувств) и гордыни.
О. - один из символов, связываемых с зодиакальным знаком Скорпиона. Эта связь, согласно Н.Девору, объясняется тем, что в мистерии знаков фиксированного креста Скорпион соотносится с крыльями Сфинкса. Острый взор и орлиный нос, являющиеся типологическими чертами знака Скорпиона, подчёркивают адекватность такого соотнесения.
Созвездие О. расположено как раз над Водолеем, который следует за движением птицы так близко, что кажется, будто его тянут за невидимые нити; по этой причине в Древней Греции был сделан вывод, что Водолея следует отождествлять с Ганимедом, а О. - с орлом, похитившим Ганимеда.
Манилий (I в.) указывает, что человек, рождённый в момент восхода созвездия О., "будет склонен к насилию и захвату добычи даже ценой кровавой сечи. Для него нет разницы между войной и миром, согражданами и врагами и, если нет возможности биться с людьми, он воюет со зверями. Он - сам себе закон и яростно бросается туда, куда каприз влечёт его, и считает достоинством всё презирать. Но если он вступит в борьбу за правое дело, порок обратится достоинством, он завершит войны и принесёт своей родине великие триумфы...". Такие люди "будут военными вождями монархов, и немало пользы принесут их врождённые свойства".
Согласно Птолемею, звёзды О. подобны по своему астрологическому воздействию Марсу и Юпитеру.
В.Робсон отмечает, что созвездие О., простирающееся с 12° Козерога по 15° Водолея, сулит необычайную мечтательность, пламенные страсти, неукротимую волю, властный характер, дальновидность, острую проницательность ума, способность влиять на людей и с успехом проводить исследования в области химии. Орёл издавна сравнивается со знаком Скорпиона, каббалисты же связывали О. с еврейской буквой Вау и шестой картой Таро, "Любовники".
В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие О. соотносится с обителью Сатурна в Водолее, древесным знаком Жасмина и Старшим Арканом Таро "Звезда". О. связывается с гордостью, самомнением, блеском, парением в выси, с целеустремлённостью, порой доходящей до жестокости. Значение О. перекликается с созвездиями Волос Вероники, Персея и Дракона. В данной системе интерпретации астрологически важными считаются следующие звёзды О.:
|
|
|
|
|
|
|
|||
19ч50.8м | +08°52' | 0.77 | A7 IV-V | 53 альфа О. (Альтаир) |
19 55.3 | +06 24 | 3.71 | G8 IV | 60 бета О. (Альшаин) |
19 46.3 | +10 37 | 2.72 | K3 II | 50 гамма О. (Таразед) |
19 23.0 | +03 01 | 3.36 | F0 IV-V | 30 дельта О. (Денеб Окаб) |
18 59.6 | +15 04 | 4.02 | K2 III | 13 эпсилон О. |
19 05.4 | +13 52 | 2.99 | B9 V | 17 дзета О. (Денеб) |
19 49.9 | +00 53 | 3.5-4.4 | G0 Ib | 55 эта О. |
20 11.3 | -00 49 | 3.23 | B9 III | 65 тета О. |
19 36.7 | -01 17 | 4.36 | B5 III | 41 йота О. |
19 36.9 | -07 02 | 4.95 | B0.5 II | 39 каппа О. |
19 06.2 | -04 53 | 3.44 | B8.5 V | 16 лямбда О. |
19 34.1 | +07 23 | 4.45 | K3 III | 38 мю О. |
19 26.5 | +00 20 | 4.66 | F2 Ib | 32 ню О. |
19 54.2 | +08 28 | 4.71 | K0 III | 59 кси О. |
19 51.0 | +10 25 | 5.11 | F8 V | 54 омикрон О. |
19 48.7 | +11 49 | 5.7 | A2 V | 52 пи О. |
20 14.3 | +15 12 | 4.95 | A2 V | 67 ро О. |
19 39.2 | +05 24 | 5.17 | B3 V | 44 сигма О. |
20 04.1 | +07 17 | 5.52 | gK0 | 63 тау О. |
19 45.7 | +07 37 | 5.91 | A2 | 49 ипсилон О. |
19 56.2 | +11 25 | 5.28 | A1 V | 61 фи О. |
19 42.6 | +11 50 | 5.3 | F5 V | 47 хи О. |
19 44.6 | +13 18 | 6.10 | B8 IV | 48 пси О. |
19 17.8 | +11 36 | 5.28 | A5 | 25 омега О. |
19 19.9 | +11 32 | 6.02 | A3 V | 29 омега2 О. |
Об астрологическом значении О. - см. Туманности
.
В зороастрийской традиции с годом О. связан Амертат, Бессмертие. Часто в этот год реализуются грандиозные замыслы. Год О. - это время людей, поднимающихся над обществом, вознесённых на вершину горы, год очень высоких полётов. Он также выступает как год порядка, образования империи или системы. Это и год размежевания. Цвет года - синий. Человек, рождённый в год О., будет гордым, одиноким, с высокими идеалами, в характере проявится аристократизм, рыцарство, некоторое хищничество, способность руководить другими. Для других людей такой человек несколько чужд, он остаётся непонятым. Окружающие признают его превосходство, но могут за это и ненавидеть. Человек, у которого проявлен тотем О., имеет гордую осанку, хорошо поставленный голос, у него есть умение хорошо держать себя в любом обществе. О. - общественная птица и не мыслит себя вне общества и коллектива, но в личной жизни он аскет, несколько обособлен; он может принести себя в жертву большому делу. Антитотем года воплощается в образе Мухи или Саранчи. Его качества - зловредность, прилипчивость, невоздержанность, отсутствие аскезы, нечистоплотность, всё пожирает на своём пути.