Орёл -

I. Символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных - символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. В мифологиях многих народов Евразии и Северной Америки одним из главных подвигов О. как культурного героя является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. Так, в мифе индейцев йокутов и моно О. помогает койоту высоко поднять украденное тем Солнце и повесить его на востоке. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ О. был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана. Любопытно наличие во многих мифологиях оппозиции О. - Ворон. У якутов с О. были связаны белые шаманы, с вороном - чёрные. У индейцев хайда, цимшиан и некоторых других в Северной Америке известно деление на фратрии О. (или волка) и ворона, что подтверждает тотемический характер соответствующих мифов. Подобное противопоставление О. и ворона обнаруживается и в социальной символике и мифах Юго-Восточной Австралии. Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии и сопредельных ареалов имеет мотив борьбы О. и змеи. В эпосе о Гильгамеше, как и в типологически с ним сходных описаниях в мифах многих других народов, О. связывается с вершиной древа мирового, а змея - с его корнями. В изображениях борьбы О. со змеёй О. воплощает солнечное начало, бессмертие, а змея - смертоносное начало, связываемое с Луной. Два наиболее распространённых мифологических символа животных - самого мощного в мире зверей - льва и самого сильного в царстве птиц - О. - нередко соединяются в едином смешанном образе львиноголового О. (орлиного льва). У греков и персов О. был священной птицей, связываемой с Солнцем и Юпитером.

Если архетипические мифы о похищении огня обычно связаны с птицей, иногда - с О., то вместе с тем в них можно обнаружить и символику полярно противопоставленной огню стихии - воды. О. оказывается связанным и с мифом о добывании пресной воды. Так, у тлинкитов О. предстаёт хозяином колодца с пресной водой; в ведийском гимне О. приносит священный напиток сому с неба для бога Индры; лат. слово aquilla - "О." - происходит от aqua - "вода". У древних греков О., помимо всего прочего, отождествлялся с источником плодородия. Связь О. с водой определяется его ролью связующего начала между разными мирами (как и в другом распространённом мифологическом сюжете - о разорителе гнезда О.) и разными поколениями богов, в частности, как посланца богов, способного быстро покрывать большие расстояния, разделяющие эти миры. Эта близость к миру богов определяет функцию О. как предсказателя. Согласно римскому мифу, О. предсказал Тарквинию царский престол и стал с тех пор одним из первых символом республики. У авгуров О. означал хорошее предзнаменование.

В библейской метафорике О. служит воплощением божественной любви, силы и мощи, божественного вдохновения, юности и бодрости духа, но также и гордыни. Благодаря легендам из "Физиолога" (стареющий О. взлетает к Солнцу и, окунувшись там в волшебный источник, обретает молодость и здоровье) О. служит в средние века символом крещения, а также воскресения; углублению религиозно-дидактического смысла О. как знака возвышенно-пламенной религиозной любви способствуют также легенды об О., имеющем обычай возносить своих птенцов к Солнцу, а также о сверхъествественной стойкости зрения этой птицы (которая якобы может созерцать дневное светило без ущерба для глаз). О. является символом евангелиста Иоанна и одним из четырёх апокалиптических зверей. Карл Великий включил О. в средневековую геральдику, т.к. О. приписывали такие качества как отвага, щедрость, стойкость и способность омолаживания. В светской эмблематике О. стал атрибутом правосудия, зрения (в аллегории пяти чувств) и гордыни.

О. - один из символов, связываемых с зодиакальным знаком Скорпиона. Эта связь, согласно Н.Девору, объясняется тем, что в мистерии знаков фиксированного креста Скорпион соотносится с крыльями Сфинкса. Острый взор и орлиный нос, являющиеся типологическими чертами знака Скорпиона, подчёркивают адекватность такого соотнесения.



II. (Лат. Aquilla). Экваториальное созвездие, проецируемое на границу знаков Козерога и Водолея. Принятое обозначение Aql. Площадь созвездия 653 квадратных градусов. О. содержит 70 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины. Это созвездие существовало уже в вавилонской астрологии.

Созвездия Орёл и Антиной на карте Яна Гевелия

Созвездие О. расположено как раз над Водолеем, который следует за движением птицы так близко, что кажется, будто его тянут за невидимые нити; по этой причине в Древней Греции был сделан вывод, что Водолея следует отождествлять с Ганимедом, а О. - с орлом, похитившим Ганимеда.

Манилий (I в.) указывает, что человек, рождённый в момент восхода созвездия О., "будет склонен к насилию и захвату добычи даже ценой кровавой сечи. Для него нет разницы между войной и миром, согражданами и врагами и, если нет возможности биться с людьми, он воюет со зверями. Он - сам себе закон и яростно бросается туда, куда каприз влечёт его, и считает достоинством всё презирать. Но если он вступит в борьбу за правое дело, порок обратится достоинством, он завершит войны и принесёт своей родине великие триумфы...". Такие люди "будут военными вождями монархов, и немало пользы принесут их врождённые свойства".

Согласно Птолемею, звёзды О. подобны по своему астрологическому воздействию Марсу и Юпитеру.

В.Робсон отмечает, что созвездие О., простирающееся с 12° Козерога по 15° Водолея, сулит необычайную мечтательность, пламенные страсти, неукротимую волю, властный характер, дальновидность, острую проницательность ума, способность влиять на людей и с успехом проводить исследования в области химии. Орёл издавна сравнивается со знаком Скорпиона, каббалисты же связывали О. с еврейской буквой Вау и шестой картой Таро, "Любовники".

В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие О. соотносится с обителью Сатурна в Водолее, древесным знаком Жасмина и Старшим Арканом Таро "Звезда". О. связывается с гордостью, самомнением, блеском, парением в выси, с целеустремлённостью, порой доходящей до жестокости. Значение О. перекликается с созвездиями Волос Вероники, Персея и Дракона. В данной системе интерпретации астрологически важными считаются следующие звёзды О.:

Координаты на 2000 г.
Звездная величина
Спектр. класс
Наименование звезды
Прямое восхождение
Склонение
19ч50.8м +08°52' 0.77 A7 IV-V 53 альфа О. (Альтаир)
19 55.3 +06 24 3.71 G8 IV 60 бета О. (Альшаин)
19 46.3 +10 37 2.72 K3 II 50 гамма О. (Таразед)
19 23.0 +03 01 3.36 F0 IV-V 30 дельта О. (Денеб Окаб)
18 59.6 +15 04 4.02 K2 III 13 эпсилон О.
19 05.4 +13 52 2.99 B9 V 17 дзета О. (Денеб)
19 49.9 +00 53 3.5-4.4 G0 Ib 55 эта О.
20 11.3 -00 49 3.23 B9 III 65 тета О.
19 36.7 -01 17 4.36 B5 III 41 йота О.
19 36.9 -07 02 4.95 B0.5 II 39 каппа О.
19 06.2 -04 53 3.44 B8.5 V 16 лямбда О.
19 34.1 +07 23 4.45 K3 III 38 мю О.
19 26.5 +00 20 4.66 F2 Ib 32 ню О.
19 54.2 +08 28 4.71 K0 III 59 кси О.
19 51.0 +10 25 5.11 F8 V 54 омикрон О.
19 48.7 +11 49 5.7 A2 V 52 пи О.
20 14.3 +15 12 4.95 A2 V 67 ро О.
19 39.2 +05 24 5.17 B3 V 44 сигма О.
20 04.1 +07 17 5.52 gK0 63 тау О.
19 45.7 +07 37 5.91 A2 49 ипсилон О.
19 56.2 +11 25 5.28 A1 V 61 фи О.
19 42.6 +11 50 5.3 F5 V 47 хи О.
19 44.6 +13 18 6.10 B8 IV 48 пси О.
19 17.8 +11 36 5.28 A5 25 омега О.
19 19.9 +11 32 6.02 A3 V 29 омега2 О.


III. Эмиссионная туманность, окружающая яркое рассеянное скопление молодых звёзд (см. Звёздные скопления) M16 (NGC 6611) в созвездии Змеи. Угловые размеры О. - 35' x 28'. Тип Ir (неправильная). Расстояние от О. до Солнца - 7000 световых лет. Видимая звёздная величина 6.40m. Туманность светится характерным красным цветом водородного газа, ионизированного излучением звёзд, которые, как оценивается, имеют возраст всего 2 млн. лет. Астрономическое положение на эпоху 2000.0: AR=18ч18.8м; D= -13°47'; Long=274°37'45", Lat=+09°34' 44". Туманность О. является областью продолжающегося звездообразования.

Об астрологическом значении О. - см. Туманности .



IV. Тотем двадцать седьмого года 32-летнего цикла зороастрийского календаря (март 1932 - март 1933, март 1964 - март 1965, март 1996 - март 1997, март 2028 - март 2029).

В зороастрийской традиции с годом О. связан Амертат, Бессмертие. Часто в этот год реализуются грандиозные замыслы. Год О. - это время людей, поднимающихся над обществом, вознесённых на вершину горы, год очень высоких полётов. Он также выступает как год порядка, образования империи или системы. Это и год размежевания. Цвет года - синий. Человек, рождённый в год О., будет гордым, одиноким, с высокими идеалами, в характере проявится аристократизм, рыцарство, некоторое хищничество, способность руководить другими. Для других людей такой человек несколько чужд, он остаётся непонятым. Окружающие признают его превосходство, но могут за это и ненавидеть. Человек, у которого проявлен тотем О., имеет гордую осанку, хорошо поставленный голос, у него есть умение хорошо держать себя в любом обществе. О. - общественная птица и не мыслит себя вне общества и коллектива, но в личной жизни он аскет, несколько обособлен; он может принести себя в жертву большому делу. Антитотем года воплощается в образе Мухи или Саранчи. Его качества - зловредность, прилипчивость, невоздержанность, отсутствие аскезы, нечистоплотность, всё пожирает на своём пути.