"Отреченные" книги -

сочинения, осуждённые православной церковью. Среди "О".к. было множество сочинений, заключающих в себе зачатки астрологии и руководства к гаданию. Это были переводы с греческого, а иногда - с латинского. Эти распространялись в списках и были очень популярны, несмотря на то, что тогдашние ревнители благочестия видели в них что-то дьявольское и увещевали публику "бегать этих книг, аки Содома и Гоморры", а если попадутся в руки, то немедля сжигать. Духовенство считало пользование такими книгами безумием: "В них же безумнии люди верующе волхвуют, ищуще дний рождения своего, санов получения и урока житию". Стоглавый собор (1551 г.) под страхом отлучения и проклятия запрещает иметь и читать "Рафли", "Шестокрыл", "Вронов грай", "Острологию", "Зодии", "Альманах", "Звездочет", "Аристотелевы Врата". "Домострой" запрещает православным христианам "чарование и волхвование и наузы, звездочетие, рафли, алманаки, чернокнижие...".

В число "О."к. входят: "Звездочтец"; "Колядник" (гадательное сочинение, в котором предсказания погоды основываются на дне недели, на который приходится Рождество); "Громник"; "О днях лунных"; "Рафли"; "Планетники" и "Зодии" ("Мартолой", "Остролог", "Звездочтец - 12 звезд", "Шестидневец") - астрологические сборники, в которых повествуется о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца и о влиянии всех этих обстоятельств на новорожденных младенцев и вообще на судьбу людей, по этим книгам составлялись всякого рода предсказания, в том числе и об общественных делах и событиях - войне и мире, голоде и урожае и т.п.; "Аристотелевы врата"; "Молнияник" (гадательное сочинение, излагавшее методы предсказаний на основе того, под каким знаком Зодиака произошла вспышка молнии); "Мысленник" (трактат о создании мира), "Волховник" (сборник примет), "Сновидец", "Путник" (трактат о добрых и злых встречах), "Зелейник" (описание целебных трав) и разные другие. Исследователи отмечают, что к любимейшим из этих книг относились те, в которых трактовалась наука о звёздах.

Астрологические данные проникали также в "Палеи", азбуковники, "Физиологи" и другие сборники старинной русской литературы. Есть сборники, сплошь наполненные апокрифическими, с точки зрения православной церкви, данными; таковы "Шестокрыл" и переведенный в XVI в. с немецкого "Луцидарий". "О."к. оказали очень сильное влияние на различные виды народной словесности. Они пользовались на Руси вниманием читателя вплоть до петровской эпохи, а среди старообрядцев продолжали обращаться в рукописях и в последующее время.