Помпонацци Пьетро

(Pomponazzi, лат. Pomponatius) (Перетто Мантуанец)
(16.09.1462, 23:56, Мантуя - 18.05.1525, Болонья) -

итальянский философ эпохи Высокого Возрождения, знаменитый комментатор Аристотеля. Родился в богатой патрицианской семье, учился в Падуе, преподавал сперва в родном Падуанском университете, а последние годы жизни - в Болонье. Дважды вдовел, был трижды женат, оставил двух дочерей. Жизнь его проходила в чтении лекций, в научных занятиях, в беседах с учениками.

Философские воззрения П. складывались в русле схоластической университетской традиции, однако они отличаются смелостью и оригинальностью. В трактате "О бессмертии души" (1516) П. анализирует проблему личного бессмертия и приходит к выводу о смертности души. В этой работе П. затрагивает вопрос о реальности воздействия небесных тел на земные события. Он указывает, что во Вселенной существует три вида одушевлённых существ: вечные одушевлённые существа - небесные тела, смертные существа - животные, и средние между ними - люди. Обсуждая вопрос о знамениях, П. указывал: "Неудивительно, что подобные явления могут образовываться небесными телами, поскольку они одушевлены благороднейшей душой и порождают и вершат все дела земного мира". И далее: "Небесные тела... производят эти удивительные явления ради пользы смертных, и особенно людей, поскольку человеческая природа причастна божественности". Также в этом трактате П. отстаивал возможности предсказательной астрологии: "Если птицы и многие другие животные, лишённые разума, могут давать предсказания от впечатлений, получаемых ими от небесных сил, то почему бы не могли это делать и люди, им подобные? Это подтверждается тем, что и астрологи не могли бы предсказывать с такой точностью, если бы небесные силы не запечатлевали свои воздействия на явления низшего мира. А если иногда они, как кажется, лгут, то это происходит потому, что либо они неточно рассчитывают генитуру, либо это происходит благодаря свободе воли, господствующей над силами небесных тел".

Более подробно астрологических тем П. касается в трактате "О причинах естественных явлений, или О чародействе" (1520). Во времена господства инквизиции П. осмелился утверждать отсутствие воздействия каких-либо демонических сил в событиях и явлениях, которые считались вызванными ведьмами и колдунами. Он также отрицал действие сверхъестественных сил в чудесах, свидетельствами которых полны средневековые хроники. Философ считает единственно возможным естественное объяснение загадочных и таинственных явлений. Только невежественная толпа относит это к действию ангелов или демонов; тогда как и чудеса, и колдовские действия совершаются "не сверх природы" и "не против природы", но могут быть объяснены через воздействие небесных тел. Конечно, причины этих явлений не всегда открыты и явны: "Не потому это чудеса, что происходят полностью вопреки природе и помимо порядка движения небесных тел, но потому они именуются чудесами, что необычны и чрезвычайно редки и происходят не по обычному ходу природы, но с весьма долгой периодичностью". Обусловленная движением небесных тел всеобщая закономерность в природе - важнейшая тема трактата П. Общему закону вечного движения, возникновения, изменения и гибели подчинено всё на Земле. И религии не могут избежать этого общего закона - вот почему на много веков вперёд появление основателей "новых законов" с уверенностью предсказывается пророками. И христианство, считает П., уже прошло период своего подъёма и, повинуясь велению рока, приходит в упадок. Однако П. не атеист: бытие Бога он доказывает ссылкой на порядок и гармонию Вселенной. Бог - двигатель мира; движение небесных тел и царящий в них порядок доказывают существование Бога как силы упорядочивающей и провидящей. И хотя Бог "есть причина всего, однако в этом подлунном мире всё происходит только посредством небесных тел в качестве орудий, которые сами по себе необходимы для существования и сохранения вещей подлунного мира".