Петух -

I. В китайской астрологии: символ "ю" (десятой "земной ветви" цикла из 12-ти чжи). Этой ветви соответствуют: энергия - "янский свет", стихия - металл (пассивный, иньский вариант), сторона света - запад, небесный "дворец" - Большая балка, лунные стоянки (сю) - Би (Вилы), Мао (Утиное гнездо), Вэй (Желудок). В суточном цикле П. управляет периодом с 17 до 19 часов, в годичном цикле - восьмым месяцем (вторым месяцем осени), в 12-летнем цикле - годами 1909 (почва), 1921 (металл), 1933 (вода)... 1993 (вода) и т.д. Основные астрологические влияния, связанные с "ю": чистосердечие, любезность, честность, отвага, рассеянность, повышенное внимание к собственной внешности, тщеславие, полная самоотдача, страсть к обольщению, желание привлекать к себе внимание, возможны также бахвальство, бравада и показной героизм. Подробнее см. Китайская астрология.

В основе мифологического образа П. во многих традициях - его связь с Солнцем. Как и Солнце, П. "отсчитывает" время (ср. "первые петухи", "третьи петухи", "до петухов" и т.п.). Австралийские аборигены иногда обозначают П. как "птицу, которая смеётся на рассвете"; ср. также русские загадки типа "Не часы, а время сказывает" и т.п. В большинстве традиций П. связан с божествами утренней зари и Солнца, небесного огня - хотя в целом функции богов, которым посвящается П. (Аполлон, Митра, Ахура Мазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире. П. не только возвещает о начале дня, но и является проводником Солнца, как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае П. "сопровождает" Солнце на его пути через десятый знак китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев П. - символ третьей стражи ночи - от полуночи до рассвета. П. так же бдителен и всевидящ, как и Солнце. Отсюда - широкое использование П. в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение П.-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный П. изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив П., разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но П. не только связан с Солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - Солнца. С П. связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно и объяснение изображения П., помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т.п., нередко в чередовании с изображением Солнца; ср. также символические изображения Солнца в виде П. в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение П. с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением П. и добыванием огня, его возжиганием.

Подобно Солнцу, П. связан и с подземным миром. В Древней Греции он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный П. связывается с Солнцем, огнём, то чёрный П. - с водой, подземным царством и символизирует смерть, божий суд, зло. Причастность П. и к царству жизни, света и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое возрождение. Этому способствуют мифопоэтические представления о П. как дважды рождённом. Связанный с жизнью и смерть П. символизирует плодородие, прежде всего в его производительном аспекте. П. - один из ключевых символов сексуальной потенции. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого П. или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы П. является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике. Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью П. Соотнесённость качеств П. и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества П. У сванов считалось, что души мужчин после смерти соответственно переселяются в П. и курицу. Для некоторых индейских племён Центральной Америки П. является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть П. влекла за собой и смерть подопечного ему человека.

В Новом Завете образ П. имеет символическое значение некой решающей грани. П. в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке П. - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ П. толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков П. считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. П. на колонне трактовался гностиками как П. Абраксаса. В Японии считают, что П. подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.

Представления о П. как символе бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику. В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве развивается и более древнее толкование образа П. как символа Солнца и мужского начала, предотвращающей несчастье жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения.



II. Тотем тринадцатого года 32-летнего цикла зороастрийского календаря (март 1918 - март 1919, март 1950 - март 1951, март 1982 - март 1983, март 2014 - март 2015).

В зороастрийской традиции с годом П. связан Сраоша, дух религиозного послушания и порядка, несущий Благую весть, чинящий по ночам расправу злым духам. Как крик П. разгоняет тьму, так же и год П. проявляет всю нечисть, и даже если эта нечисть временно побеждает, то всё равно она себя разоблачит. Человек, рождённый в этот год, быстро краснеет - у него кровь приливает к голове, - у него живая мимика, очень подвижное лицо. Проявляется чрезвычайная склонность к головным уборам, нарядам, у мужчин - к гаремам (но при этом П. верен всем своим жёнам). Человек-П. - реформатор, преобразователь, но делает несколько поспешные выводы и резок в своих действиях. У него слишком большая любвеобильность, обилие детей, планов, он всегда проявляет кипучую энергию. Считается, что браки, заключённые в этот год, удачные - если они не развалятся сразу, то просуществуют долгое время. Женщины, рождённые в год П., резко отличаются от мужчин - у них нет боевого задора и задиристости. Женщины любят наряды, любят рисоваться, любят активные движения, среди них прекрасные певцы, танцоры, люди больших публичных сборищ, проявляют себя в драках, спорах, в полемике. Они готовы защищать своих детей и свой "курятник" до последней капли крови. Это год, в который можно скрыть тайну, год, в который может произойти много землетрясений. Цвет года - белый. С Ч. связана мудрость, проникновение, медитация, последовательность и постепенность суждений, гармония, гомеостаз с природой. Человек, рождённый в этот год, медленно, но верно идёт к намеченной цели, свергает мешающих планам развития. В этот год нельзя осквернять землю, нельзя проявлять инициативу - это приведёт к развалу и упадку. Антитотем - Чайка.