Пико делла Мирандола Джованни

(Pico della Mirandola)
(24.02.1463, <через 1ч42мин после заката>, Мирандола, близ Модены - 17.11.1494, близ Флоренции) -
итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Граф Мирандолы, князь Конкордии. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где усвоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма; вместе с тем, воспринял культуру филологического гуманизма. Первым среди гуманистов изучил древнееврейский и арабский языки, штудировал в оригинале Ветхий Завет и Коран, увлекался каббалой, астрологией и натуральной магией. В 1489 г. обнародовал "900 тезисов", взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась "Речь о достоинстве человека" - одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражения П.д.М. - и "Тезисы" в целом; П.д.М. подвергался аресту. С 1488 г. поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М.Фичино. В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы. В нём углубились религиозно-мистические настроения.

П.д.М. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные философские мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религиозные и философские школы являются частным явлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центральная идея П.д.М. - особое положение человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой воли это даёт человеку космическую незакреплённостью, творческую способность самоопределения, уподобляющую его Богу.

Пантеистические тенденции П.д.М. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. Любопытно, что при всём своём интересе к оккультным наукам П.д.М. написал трактат в 12-ти книгах "Против предсказательной астрологии" ("Disputationes adversus astrologiam divinatricem"). Работа над ним была прервана смертью автора, и это сочинение было опубликовано в редакции племянника П.д.м. в 1495 г. Как и в случае с Фичино, исследователи отмечают неискренность автора данного трактата. К примеру, в книге 1 П.д.М. пытается доказать, что все авторитеты прошлого отрицали астрологию, и это приводит к несомненным натяжкам. Скажем, он пишет, что Альберт Великий занимался астрологией только в юности, хотя ключевая астрологическая работа Альберта, "Speculum astronomiae", была им написана в 1277 г., всего за три года до смерти. И подобных неувязок в трактате П.д.М. множество. Пожалуй, наиболее убедительны его этические аргументы. П.д.М. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли. В частности, он писал: "В отношении нравов самое большое поощрение зла заключается в том, что при этом как бы само небо становится его соучастником". П.д.М. также указывал на массу неправильных предсказаний астрометеорологов. Некоторые историки науки склонны преувеличивать убедительность аргументов в этом трактате П.д.М. и его влияние на последующую натурфилософию. Вскоре после выхода трактата в свет на него обрушился град опровержений. Реальное отношение к этой работе П.д.М. даже у его коллег-гуманистов было прохладным. Так, Дж.Понтано (который сам скептически относился ко многим явлениям в современной ему астрологии) упоминает о Пико как о человеке, "который недавно безуспешно пытался опровергнуть науку о звёздах".