Плеяды

(греч. Pleiades - "дочери Плейоны"), М45 -

рассеянное звёздное скопление в созвездии Тельца, состоящее приблизительно из 280 звёзд. Невооружённым глазом видны девять из них, названные в честь титанид Плеяд (см. ниже) и их родителей. Это Альциона, Атлас, Электра, Майя, Меропа, Тайгета, Плейона, Целено, Астеропа. Угловой диаметр П. - 110'. Интегральная фотоэлектрическая звёздная величина 1.2m. Расстояние от П. до Солнца - 128.69 пк. Астрономическое положение на 2000.0 г.: AR=03ч47.0м; D=+24°07'; Long=059°53'12"; Lat= +04°05'05".

Этот очень примечательный небесный объект, наряду с Сириусом, Большой Медведицей и Орионом, в числе первых выделен людьми на небе. В Древнем Вавилоне это скопление назвалось "Звёзды" (шумер. MUL.MUL, аккад. mulmullu) и почиталось как семёрка великих небесных богов (см. "Семёрка"). В славянских названиях П. отражена связь этого скопления с богом Велесом: древнерусские названия - Волосыни, Власожелищи, болгарское - Власците, сербохорватское - Влашиh и др. На Руси П. назывались также Квочками. О представлениях монгольских народов (а также алтайцев и других тюркских народов), связанных с П., см. Мичит.

Своё современное название скопление П. получило в Древней Греции. В греческой мифологии П. - семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны: Алкиона (Альциона), Меропа, Келено (Целено), Электра, Стеропа (Астеропа), Тайгета, Майя. Согласно Гесиоду, П. преследовал охотник Орион, пока они не превратились в голубей (греч. peleia "голубь"). Зевс же вознёс их в виде созвездия на небо.

Девор пишет:

В доисламской арабской астрологии это скопление называлось ас-сураййа (уменьшительное от сарва - "изобилие", в современном значении - "люстра") и служило основанием большого созвездия, представлявшего собой торс человека с вытянутой рукой, которую образовывали звёзды Сегмента Персея и созвездия Кассиопеи (ассоциировавшегося с кистью руки).

В гороскопе орбис соединения с П. часто берётся больший, чем для других звёздных скоплений, поскольку видимые угловые размеры П. очень велики.

Манилий указывает, что под влиянием восходящих П. "рождаются почитатели Вакха и Венеры, чья живость вольно проявляется на пирах и пирушках, кто будит остроумием сладкую весёлость. Они всегда украшают себя и убирают... Они стыдятся своей природы, сердца их полны тщеславия, недуг они считают добродетелью. Им мало просто любви: они жаждут любить открыто".

Согласно Птолемею, влияние звёзд, составляющих П., подобно воз действию Луны и Юпитера.

Де Люс приписывает П. влияние Луны и Марса и отмечает, что дирекция Солнца к П. приносит повреждение лица и рук, насилие, вызванное яростью, и опасность смерти по этой же причине, дурные склонности и несчастливый конец жизни; дирекция Луны к П. связана с повреждениями лица, ранами, бесчестьем, заключением в тюрьму, дефектами зрения.

Девор, также связывая П. с Луной и Марсом, считает их показателем известности и натуры, страстной в любви; а в конъюнкции со светилом - повреждений лица или слепоты из-за оспы.

Кефер утверждает, что соединение П. с ASC или Луной приносит успех, власть, блестящую карьеру, но и насильственную смерть; соединение с Солнцем, Венерой, Марсом предвещает карьеру, но и беспрерывные болезни; соединение с IC сулит смерть во время наводнения или из-за эксцентричности; соединение с Луной или Меркурием указывает на безнравственность. Кроме того, Кефер указывает, что соединение П. с убывающей Луной и злыми Сатурном и Марсом, имеющими отношение к I или VII дому, вызывает слепоту; неблагоприятные аспекты П. к Марсу и Сатурну в отношении к VII дому могут также предвещать смерть при кораблекрушении, от утопления, линчевания.

Эбертин и Хофман, как и де Люс, связывают П. с влиянием Луны и Марса. По их наблюдениям, при хорошей констелляции П. указывает на честолюбие, стремление к повышению по службе, хорошую репутация и даже славу; при негативной констелляции означает сильные страсти, жестокость, враждебность, угрозу краха социального положения. Влияние П. неблагоприятно для глаз, особенно если это звёздное скопление находится в точном аспекте к светилам и в негативном аспекте к Марсу или Сатурну.

Ригор считает, что влияние Альционы можно назвать благоприятным, в то время как остальные звёзды П. имеют неблагоприятную природу.

В авестийской традиции П. связаны с Прозерпиной, Солнцем и Юпитером. Согласно П.Глобе, это звёздное скопление управляет силами природы. Оно связано со стихийными духами, домовыми; в жизнь человека с сильными П. могут вмешиваться непреодолимые силы. Духовное руководство мужчин с проявленными П. в гороскопе осуществляется через мать, сестру, жену, вообще через женщин (а для женщин - через мужчину). П. дают высокое покровительство, большую связь с природой, энергетическую подпитку от природы, любовь животных и помощь от животного мира. В соединении с Марсом и Сатурном П. дают большие неприятности, способности к необратимым переменам жизни, к превращениям, метаморфозам. Очень неблагоприятны П. на ASC - там проявляется вся их негативная сила: возможность слепоты, ложных духовных поисков, вечных заблуждений, метаний из стороны в сторону, страданий, тоски, психических болезней. В медицинском гороскопе П. могут давать как физическую слепоту, так и вообще нарушение работы органов чувств. В соединении со светилами П. могут вызывать глаукому, слепоту, со злым Меркурием - негативное воздействие на легкие, с Сатурном - глухоту.

В лунной астрологии П. связываются с 3-й стоянкой Луны.