Ра,

Ре (r`) -

в египетской мифологии: бог Солнца. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну). Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском.

Фетиш Р. - столб-обелиск "Бенбен" (он же - фетиш Бену, в эпоху V династии был сооружён храм Р. в виде четырёхгранного обелиска). Во многих текстах Р. называют дневным Солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего). В "Текстах пирамид" Р. выступает также как бог умершего царя. Позднее в заупокойном культе был оттеснён Осирисом, продолжая играть значительную роль в загробном мире: участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днём совершают выход из гробницы, чтобы видеть Р. С возвышением V династии Древнего царства (XXVI - XXV вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Р. стал главным богом пантеона, и его культ приобрёл общеегипетский характер. Почитание Р. распространилось и в Нубии. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слёз), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона "сын Р.". Р. был отождествлён с Гором (Ра-Горахути), Амоном (Амон-Ра, оставшимся верховным богом и в период Нового царства), Атумом, Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и др. Тот-Луна создан Р. как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Р.). Ба (души) Р. - Апис и Бену, "посредник Р., докладывающий истину Атуму" - Мневис. Дочери Р., помогающие ему поражать врагов, почитавшиеся как его Око, - Сехмет, Тефнут, Хатор. Хранительница Р. - огнедышащая змея Уто (также считавшаяся его Оком).

Согласно мифу, днём Р., освещая землю, плывёт по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет (Мескхет - созвездие Большой Медведицы) и спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака, плывёт по подземному Нилу, а утром вновь появляется на горизонте. По другим мифам, Нут каждый вечер проглатывает Р. и утром рождает его вновь, либо Р. появляется из цветка лотоса на холме, поднявшемся из первобытного хаоса. В "Текстах пирамид" говорится о Р. как о "золотом телёнке", рождённом коровой-небом. Известен миф, согласно которому Р. возник из огненного острова, давшего ему силу уничтожить хаос и мрак и создать в мире порядок, основанный на истине и справедливости (воплощение её - дочь Р. Маат, стоящая на носу его барки). Р. правит миром, подобно царю. Со своей барки он видит всё, что делается на земле, разбирает жалобы, через бога божественного слова Ху и богиню мудрости Сиа отдаёт распоряжения, а Тот, являющийся его верховным сановником, пишет указы и запечатывает письма. Цикл мифов посвящён борьбе Р. с силами мрака (как правило, воплощёнными в образе змея Апопа). Ряд мифов о Р. связан с представлениями о смене времён года. Древние греки отождествляли Р. с Гелиосом. Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ Р. отражает астрологические свойства Солнца во Льве.