|
Растения
|
|
Р. издревле участвуют в многочисленных системах классификации, описания
мира, в т.ч. в астрологических. Единым растительным образом, воплощающим
в себе универсальную концепцию мира, выступает древо мировое и его
варианты (древо жизни, древо познания, шаманское древо и т.п.). В космогонических
мифах Р. обычно выступают как фактически первый объект из всего, что появилось
или было создано богами. Вместе с тем, как объект мифологических и ритуальных
систем Р. выкристаллизовались позже, чем животные. Ядро мифопоэтических
представлений о Р. предполагает более или менее развитые земледельческие
культы, и, следовательно, само земледелие, появляющееся гораздо позже,
чем скотоводство и тем более охотничий и рыболовный промысел. Поздней мифологизацией
Р., вероятно, объясняется и слабая (в отличие от животных) и к тому же
ограниченная связь Р. с тотемизмом, которая отмечается, прежде всего, в
наиболее архаичных культурах, знакомых с самым примитивным земледелием.
Германское племя семнонов выводило своё происхождение от деревьев одной
рощи, которую они почитали священной; у европейских народов были широко
распространены поверья, что люди берут младенцев из-под деревьев или что
души предков живут в дереве, в ветвях, листьях, цветах и т.п. (ср. распространённый
мотив божественного голоса или человеческих голосов, слышимых в шелесте
листьев, и использование его в предсказаниях, в сфере мантики и
магии). В народных представлениях деревья нередко воспринимаются как живые
существа: они чувствуют, дышат, говорят друг с другом, их нельзя бить,
пилить, рубить, осквернять. По этой же причине с деревьями и другими Р.
часто связаны многочисленные табу, приметы, поверья и т.п. Нередко Р. рассматриваются
как жилище нечистой силы, злых духов (осина, бузина, корень мандрагоры).
Особенно распространены представления о духах Р. как носителях свойств
данного Р. Земледельческие обряды в одних случаях воплощали самую общую
идею плодородия (рождественская ель, верба, "майское дерево"), а в других
были посвящены конкретным циклам весеннего-летнего сезона и соответствующих
земледельческих работ (встреча весны, выход в поле, праздник урожая и т.п.).
Растительные символы, ритуальные игры и увеселения, а также соответствующие
тексты во многом определяют и все другие праздники, непосредственно не
связанные с земледельческой проблематикой и темой Р., в первую очередь
- брачные обряды (у греков покровительницами брака были богини земного
плодородия Деметра и Персефона) и похороны. Р. - важный атрибут
церемонии выбора вождя, поэтических и иных состязаний, суда и др. Особый
класс мифов и этнологических легенд объясняют появление и распространение
культурных Р.
Особые системы символических значений образуют деревья, цветы и грибы.
См. Друидов гороскоп.
Литература:
1. Топоров В. Растения.// Мифы народов мира.