Растения

Р. издревле участвуют в многочисленных системах классификации, описания мира, в т.ч. в астрологических. Единым растительным образом, воплощающим в себе универсальную концепцию мира, выступает древо мировое и его варианты (древо жизни, древо познания, шаманское древо и т.п.). В космогонических мифах Р. обычно выступают как фактически первый объект из всего, что появилось или было создано богами. Вместе с тем, как объект мифологических и ритуальных систем Р. выкристаллизовались позже, чем животные. Ядро мифопоэтических представлений о Р. предполагает более или менее развитые земледельческие культы, и, следовательно, само земледелие, появляющееся гораздо позже, чем скотоводство и тем более охотничий и рыболовный промысел. Поздней мифологизацией Р., вероятно, объясняется и слабая (в отличие от животных) и к тому же ограниченная связь Р. с тотемизмом, которая отмечается, прежде всего, в наиболее архаичных культурах, знакомых с самым примитивным земледелием. Германское племя семнонов выводило своё происхождение от деревьев одной рощи, которую они почитали священной; у европейских народов были широко распространены поверья, что люди берут младенцев из-под деревьев или что души предков живут в дереве, в ветвях, листьях, цветах и т.п. (ср. распространённый мотив божественного голоса или человеческих голосов, слышимых в шелесте листьев, и использование его в предсказаниях, в сфере мантики и магии). В народных представлениях деревья нередко воспринимаются как живые существа: они чувствуют, дышат, говорят друг с другом, их нельзя бить, пилить, рубить, осквернять. По этой же причине с деревьями и другими Р. часто связаны многочисленные табу, приметы, поверья и т.п. Нередко Р. рассматриваются как жилище нечистой силы, злых духов (осина, бузина, корень мандрагоры). Особенно распространены представления о духах Р. как носителях свойств данного Р. Земледельческие обряды в одних случаях воплощали самую общую идею плодородия (рождественская ель, верба, "майское дерево"), а в других были посвящены конкретным циклам весеннего-летнего сезона и соответствующих земледельческих работ (встреча весны, выход в поле, праздник урожая и т.п.). Растительные символы, ритуальные игры и увеселения, а также соответствующие тексты во многом определяют и все другие праздники, непосредственно не связанные с земледельческой проблематикой и темой Р., в первую очередь - брачные обряды (у греков покровительницами брака были богини земного плодородия Деметра и Персефона) и похороны. Р. - важный атрибут церемонии выбора вождя, поэтических и иных состязаний, суда и др. Особый класс мифов и этнологических легенд объясняют появление и распространение культурных Р.

Особые системы символических значений образуют деревья, цветы и грибы. См. Друидов гороскоп.