Сань хуан

("три государя", "три властителя") -

в древнекитайской мифологии: три мифических правителя. Представление о С.х. сложилось примерно к IV в. до н.э. и, видимо, связано с троичной классификацией в Древнем Китае (небо, земля, человек; небо, горы, воды; дерево, огонь, вода и т.п.). По одной версии, это первопредок Фу-си, изобретатель огня Суй-жэнь и покровитель земледелия Шэнь-нун; по другой, - Фу-си, прародительница Нюй-ва, Шэнь-нун; по третьей, - Фу-си, бог огня Чжу-жун и Шэнь-нун; в некоторых памятника вместе Чжу-жуна упоминается бог вод Гун-гун. Апокрифические сочинения рубежа н.э. называют Тянь-хуана ("властителя неба"), Ди-хуана ("властителя земли") и Жэнь-хуана ("властителя людей"). В сочинении "Дун шэнь ба ди мяо цзин цзин" ("Сокровенная книга о восьми государях - пещерных духах") описываются уже не три, а девять владык, так как считается, что в течение трёх мировых периодов (древнейшего, среднего и позднего) правило по три государя. В поздней официальной, а также народной традиции (начиная с конца XIII в.) С.х. - обычно три мифических государя: Фу-си, Шэнь-нун и Хуан-ди, рассматриваемые не как первопредки и культурные герои, а как покровители лекарского искусства.