Сансара

(др.-инд. samsara - "блуждание, переход через различные состояния,
круговорот") -

в этико-религиозных воззрениях индийцев: обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также - населённых живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Человеческие перевоплощения представляются в виде непрерывного круга, колеса, которое всегда в движении. Идея С. и её преодоления, выхода из цепи существований занимает центральное место в ряде этико-религиозных систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Характерен образ переправы через океан С. как метафорическое описание преодоления мирской суеты, спасения). В натурфилософском аспекте идея С. связана с представлением о периодическом возникновении и уничтожении миров (см. Кальпа, Юга).

В буддизме С. обозначает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. С. противопоставляется нирване. Мифологический аспект понятия С. таков: в безначально существующей С. есть шесть видов существ - боги (см. Девалока), асуры (небесные демоны, враждующие с богами), люди, животные, преты (духи, которые не могут удовлетворить своих желаний) и обитатели нараки (ада). Хотя способ существования в этих шести воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относительно благоприятными, последние три - неблагоприятными), суть их всех одинакова - страдание. Вся С. представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах, в зависимости от совершённых ими поступков (карма): например, тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, а затем - в обитателя нараки, затем стать претой, животным, асурой и т.д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным. Считается, что нирвана находится вне системы С. и не имеет с ней причинно-следственной связи. Тем не менее, представления буддистов порой допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С.: так, дхьяни-будды (см. Будда) эманируются в С. в виде бодхисатв и земных будд, особенно выдающиеся личности могут иметь в исключительных случаях контакты даже с Ади-буддой (персонификацией сущности всех будд и бодхисатв).